"Времена" телеканал ОРТ, 01 декабря 2002 11:16


 

ВЕДУЩИЙ: В эфире программа "Времена". Программа о главных событиях недели. Они важны потому, что касаются каждого. Вообще, неделя была нескучная. В понедельник президент наложил вето на поправки к закону о СМИ, а в среду Государственной Думе не удалось в третьем чтении утвердить законопроект, ограничивающий рекламу пива на телевидении. В среду же тихо-тихо приехал президент Белоруссии Лукашенко, чтобы встретиться с президентом Путиным. Ну, и, наконец, в конце недели изумленному миру президент Туркменистана Туркмен-баши сообщил о том, что было покушение на него, и что корни этого покушения уходят в Россию. Добрый вечер. Я, Владимир Познер.

Ну, и так, поговорим сегодня вот о чем. Во-первых, что, на самом деле, стоит за стремлением членов Государственной Думы ограничить рекламу пива на телевидении? Они что, в самом деле, полагают, что таким образом снизится потребление этого напитка, и что, может быть, даже здоровье нации станет лучше, поскольку будет меньше рекламы пива? Верят ли они, что пиво наносит существенный вред нашей молодежи? Вот один интересный вопрос. Кроме того, сегодня 1 декабря- Всемирный день борьбы со СПИДом. И, вообще, интересно было бы сравнить усилия Государственной Думы в борьбе с рекламой пива, с одной стороны, и с распространением СПИДа - с другой. И, вообще, борются в нашей стране со СПИДом? Вот об этом мы будем говорить сегодня. Но сначала, как всегда, новости.

 

ВЕДУЩИЙ: Ну, что ж, позвольте, я вам представлю нашу "свежую голову"... Вам нашу "свежую голову" представлю. Это народный артист России Олег Михайлович Газманов. Добрый вечер!

НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ О.ГАЗМАНОВ: Добрый вечер!

ВЕДУЩИЙ: Сами-то пьете пиво?

ГАЗМАНОВ: Да.

ВЕДУЩИЙ: Пивка для рывка, да?

ГАЗМАНОВ: Ну, я сейчас, между прочим, пока сюда шел, думал об этой истории. И хочу сразу сказать, что мне не нравятся крайности во всей этой проблеме. Я, вообще, считаю, что крайности противоречат природе любого явления. То есть, пить или не пить, значит? Жить или не жить? И так далее. И что касается этого закона: с одной стороны, конечно, нельзя пропагандировать то, что вредно. С другой стороны, я, например, относительно недавно стал употреблять пиво. В свое время я занимался спортом и, естественно, не пил вообще ничего. Мне было интересно заниматься каким-то делом. Если что-то мне мешало, я это не делал просто, и всe. Я считаю, что вместо того, чтобы запрещать что-то, нужно пропагандировать активно...

ВЕДУЩИЙ: Другое.

ГАЗМАНОВ: Ну, конечно. В противовес.

ВЕДУЩИЙ: Это труднее!

ГАЗМАНОВ: Да, это труднее!

ВЕДУЩИЙ: Да, труднее. Конечно.

ГАЗМАНОВ: Проще запретить - и с этого иметь.

ВЕДУЩИЙ: Ну, как же!

ВЕДУЩИЙ: Тем не менее, в среду Государственная Дума должна была в третьем чтении рассмотреть вот этот самый закон о рекламе в части, которая касается ограничения рекламы пива на телевидении. Я напомню вам, что речь идет о запрете рекламы пива с 17 часов до 22-х. И, кроме того, о запрете изображения людей и животных применительно к рекламе пива. Вот третье чтение этого закона не состоялось, потому что несколько депутатов предложили вернуться ко второму чтению этого законопроекта и вернуть его на повторное рассмотрение. Это не было принято, но и чтение не состоялось. Это, видимо, будет через 2 недели. Итак, чтобы поговорить об этой немаловажной теме, к нам в студии пришли Николай Федорович Герасименко, председатель комитета по охране здоровья и спорта Государственной Думы; Григорий Алексеевич Томчин, председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы, Петр Борисович Шелищ, депутат Государственной Думы и председатель Союза потребителей России; Вадим Алексеевич Желнин, генеральный директор Российской Ассоциации рекламодателей и, наконец, Рудольф Николаевич Иванов, профессор, автор книги "Сказание о пиве на Руси". Прошу любить и жаловать. Вообще-то говоря, о необходимости ограничения рекламы пива заговорили 2 года тому назад. Всe началось с такого явного недовольства главного санитарного врача России Геннадия Онищенко. Он был недоволен рекламой или, вернее, роликами рекламы пива "Клинское". Об этой истории в сюжете Павла Полуйчика.

КОРР.: Оно правильное, оно живительное, за его качество очень часто отвечают с экранов телевизоров. Благодаря ему, вы можете чаще встречаться с друзьями, легко угадывать, как зовут девушек, и всегда ответить на каверзный вопрос: "Ты где был?" И, вообще, как говаривал известный пивовар - пиво Для умных людей. И для продвинутых, добавляют веселые ребята из другого известного рекламного ролика.

Назойливость и агрессивность рекламных роликов про пиво, а также их частое обращение к новому поколению - главные аргументы противников пивной рекламы. Их противостоянию с пивными королями скоро исполнится два года. Его начало пивовары до сих пор вспоминают, как страшный сон.

Декабрь 2000-го. Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко подписывает постановление "Об усилении санэпидемнадзора за пивоваренной продукцией", в котором практически приравнивает пиво к алкоголю. Официально, пиво не алкогольный, а прохладительный напиток. Отсюда, утверждает Онищенко, рост пивного алкоголизма среди молодежи и беременных женщин. Вину отчасти возлагает и на рекламу.

/ЯНВАРЬ 2001 ГОДА/ ГЛАВНЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РФ Г.ОНИЩЕНКО: Я бы, например, вот этому юноше, который рекламирует это пиво, знаете, когда он ушел в Новый год, а пришел уже летом. Я не знаю, куда вы смотрите, но ему надо "Оскара" давать, за самый, можно сказать, самый неподдельный образ алкоголика, находящегося между первой и второй степенью алкоголизации.

КОРР.: Пивные производители сразу заговорили о будущей гибели отрасли и стали подозревать Онищенко в связях с водочными лоббистами, реклама которых на телевидении запрещена. В прессе развернулась настоящая война. Борьба Онищенко с пивом закончилась победой последнего. Постановление отменили. С тех пор о хмельном напитке, точнее, о его рекламе, вспоминали редко. В основном, когда речь шла о здоровье нации.

ПРЕЗИДЕНТ ЧУВАШИИ Н.ФЕДОРОВ: Во всех странах мира - нормальных, цивилизованных - нигде не рекламируют пивной образ жизни. Рекламируют пиво, торговую марку, бренд , но никак не стиль жизни с бутылкой пива. Это ведь уже захватывает всех: и подростков, и студентов.

КОРР.: Впрочем, еще осенью прошлого года, выражая несогласие с рекламной кампанией пива "Клинское" Союз пивоваров России перестал сотрудничать с владельцем марки - компанией "Сан-Интербью". Производители дали знак: мы готовы самостоятельно бороться за чистоту своих рядов и помогать нам в этом не нужно.

Помочь пивной индустрии решили депутаты, внеся поправки к закону о рекламе. Пройдя за год два чтения, они были отправлены на доработку. Как признаются сами парламентарии, некоторые поправки до конца не продуманы и расплывчаты. Например, запрет использовать в рекламе напитка образов людей и животных ставит крест не только на деле рекламщиков, но и на многих известных торговых марках, на раскрутку которых вложены миллионы долларов. Не меньше претензий и к времени показа рекламы. По новому закону, говорить о пиве на телевидении нельзя будет с 17 до 22 часов. Будущие дебаты в Думе обещают быть жаркими. Как заявляют пивовары, участвовать в публичной дискуссии они больше не будут. Шумиха в прессе давно надоела, а позиция остается неизменной. Не надо регулировать то, что и так хорошо работает. Пусть каждый занимается своим делом. Медики лечат, депутаты издают нужные законы, пивовары варят, телевидение рекламирует, народ пьет, а оперы пусть Шаляпин поет.

ВЕДУЩИЙ: На самом деле, пивовары не пришли на программу. Они не хотят разговаривать на эти темы. Но вот что касается господина Онищенко, которого мы, конечно, приглашали, он тоже не пришел. А пришел бы он, я ему сказал бы, конечно, что вручают не "ОскАра", а "Оскара". Ну, это, конечно, мелочи жизни, но тем не менее. Скажите, пожалуйста, Николай Федорович, Вы пьете пиво?

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ И СПОРТУ ГОСДУМЫ РФ Н.ГЕРАСИМЕНКО: Да. Недавно стал, я тоже спортом заниматься. Два года назад.

ВЕДУЩИЙ: А Вы?

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ ГОСДУМЫ РФ Г.ТОМЧИН: К сожалению, пью, но достаточно мало.

ВЕДУЩИЙ: Не любите?

ТОМЧИН: Нет, я люблю. Хорошее и в хорошей обстановке.

ВЕДУЩИЙ: Ага. Понятно. Хорошо. Николай Федорович, Вы автор поправки о запрете пива на телевидении с 17 до 22. Почему Вы взяли этот временной отрезок?

ГЕРАСИМЕНКО: Ну, я, вообще, несколько слов хотел бы сказать о ситуации.

ВЕДУЩИЙ: А можно вот на этот вопрос сразу?

ГЕРАСИМЕНКО: А здесь надо сказать, почему еще. Потому что каждый год вступают в борьбу за рекламу пива, и борются пивники, чтобы иметь примерно миллион молодых людей. Потому что реклама направлена, прежде всего, на молодежь.

ВЕДУЩИЙ: Но это всегда так.

ГЕРАСИМЕНКО: Совершенно верно. Потому что люди, ну, например, сидящие здесь, уже выбрали свои марки пива, и нам реклама не нужна. И наиболее "смотрибельное" время, это прайм-тайм, с 17 до 22 часов, поэтому здесь больше всего, как раз, привлекается пиво. Рекламируют у нас не бренд, как правильно говорил Федоров, не марку пива, не свойства пива. А что? Пиво какое у нас бывает? Живительное, да? Пиво бывает продвинутое. Пиво бывает душевное и так далее.

ВЕДУЩИЙ: Николай Федорович, я хочу Вам сказать, заметив вам, да и всем, что, вообще, реклама в мире - она никогда не говорит просто о свойствах того, о чем идет реклама. Всегда оказывается, что, если будете носить такие очки, вас девушки будут любить. А если вы будете писать такой ручкой, то у вас будет успех в жизни. Так делается реклама. Пива ли, чего-нибудь другого! Давно уже нет "просто информация", а предмет делается, так или иначе, привлекательным. Это общий ход всякой рекламы. Я Вам хочу сказать, что ведь тогда выходит, что рекламу пива будут смотреть дети.

ГЕРАСИМЕНКО: Нет.

ВЕДУЩИЙ: А как же нет?

ГЕРАСИМЕНКО: Нет, и сейчас смотрят. Я тут подсчитал.

ВЕДУЩИЙ: Я имею в виду, детские передачи, передачи для юношества - это дневные передачи. Не прайм-тайм. Вы ни одной детской передачи в прайм-тайм не увидите, да и для юношества не увидите. Почему? Потому что в прайм-тайм смотрят основные слои населения. Для них нужны совершенно другие программы. Значит, выходит так, что будет реклама пива, но, в основном, для детей и юношества. Странно!

ГЕРАСИМЕНКО: Ошибка. Ошибка.

ВЕДУЩИЙ: Ну, как ошибка?

ГЕРАСИМЕНКО: Ошибка.

Я, специально вчера подсчитал, у нас рекламы пива на всех каналах идет более ста в день. Только количество убийств превышает рекламу пива. И она идет, в общем-то, равномерно. Я посмотрел, что днем идет реклама пива, то примерно и в прайм-тайм. Ну, в прайм-тайм наиболее часто уже после работы собираются, смотрят телевизор. Поэтому днем очень мало смотрят.

ВЕДУЩИЙ: Но будет больше.

ГЕРАСИМЕНКО: А почему тогда бьются рекламщики, чтобы в прайм-тайм. Почему?

ВЕДУЩИЙ: Объясняю. Это очень просто. Чем больше аудитория, тем дороже стоит реклама. Поэтому там, где много народа смотрит, наиболее дорогая реклама. Поэтому сюда и просят. Только поэтому.

ГЕРАСИМЕНКО: Чтобы больше привлечь людей, правильно?

ВЕДУЩИЙ: Чтобы больше денег получить!

ГЕРАСИМЕНКО: Совершенно верно.

ВЕДУЩИЙ: Но смотреть будут в это время не дети, а взрослые.

ГЕРАСИМЕНКО: И дети смотрят. У нас и дети смотрят.

ВЕДУЩИЙ: Григорий Алексеевич, позвольте Вам вопрос. Ваш комитет был инициатором возвращения законопроекта во второе чтение - вам это не удалось - чтобы исправить, как было сказано, ряд необдуманных поправок. О чем речь?

ТОМЧИН: Речь идет о том, что мы хотели и авторы хотели поправок запретить рекламные клипы с 17 до 22. Но, написав ее и приняв ее, в общем, практически с голоса, запретили любую рекламу с 17 до 22. А что это значит? У нас идет спортивная передача. Хоккей. Международный хоккей.

ВЕДУЩИЙ: Так.

ТОМЧИН: И на бортике написано "Амстелл". Это наиболее часто повторяется. "Амстелл" - это марка пива.

ВЕДУЩИЙ: Да.

ТОМЧИН: Значит, по этому закону, если мы впрямую принимаем поправку, то хоккея с 17 до 22, а "Амстелл" идет на всех международных матчах...

ВЕДУЩИЙ: Ну, подумаешь, не будет.

ТОМЧИН: Не будет.

ВЕДУЩИЙ: Не будем показывать хоккей.

ТОМЧИН: Не будем показывать хоккей, не будем показывать футбол, не будем показывать Газманова.

ВЕДУЩИЙ: Почему?

ГЕРАСИМЕНКО: А Газманов-то причем?

ВЕДУЩИЙ: Одну минуточку. Олег Михайлович, Вы что? Выходите, а у Вас на груди "Амстелл" или что?

НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ О.ГАЗМАНОВ: Вы говорили. Я могу одно слова вставить?

ВЕДУЩИЙ: Ради Бога!

ГАЗМАНОВ: Я во многом согласен, что, с одной стороны, конечно, разрешать, с другой - ограничивать. Но вот по поводу образа жизни, связанного с пивом, здесь я согласен. Понимаете, получается, что ты совсем дурак, если не пьешь! Вот смотри, твои друзья ходят компанией, какие классные все, выпивают, такие модные... И я могу даже дальше мысль продолжить. Представьте себе, маленький мальчик, да? Ну, грудной почти что. Два года. Ему говорят... Ну, не грудной. 2-3 годика. Ему говорят: "Вот не будешь пиво пить, не будешь сильным". И конец рекламе. Понимаете? А он: "Мама, дай мне пиво!" Вот так получится.

ВЕДУЩИЙ: То есть, надо ограничить?

ГАЗМАНОВ: Нет, я считаю, что надо не только ограничивать, и не только вещи, связанные с рекламой пива и так далее, а вообще, в принципе, нужно какой-то, ну, как бы, продукт обсудить, правильно? Ну, скажем, который говорит о том, что можно делать на телевидении и что нельзя.

ВЕДУЩИЙ: Пошли дальше.

ТОМЧИН: Я хотел бы вмешаться. Вообще, людям сейчас не нравится вся реклама у нас на телевидении. Не нравится не то, как у нас пиво...

ГЕРАСИМЕНКО: 85 %.

ТОМЧИН: Можно я договорю? Не нравится вся реклама! Причем страдают рекламодатели, поскольку они тратят деньги на рекламу, а мы все вместо этого во время этих передач переключаем каналы и смотрим, что идет по другим каналам.

ВЕДУЩИЙ: Вы знаете, и так делается во всем мире. Я вам ручаюсь! Я не знаю страны, где любят рекламу.

ТОМЧИН: Но у нас получается, что на сегодняшний день мы влезли в рекламу. У нас ее долго не было - она постепенно во всем мире была, и там как-то уже к этому привыкли. А у нас она рывком вошла. Мало того, я сегодня знаю, что каналы координируют время, чтобы вот от этих переключений мы попадали с рекламы на рекламу. Поэтому нам нужно не говорить, а канализируют все в пиво. Потому что я могу объяснить всем, почему я не хочу смотреть рекламу пива. Вот объясняют и подсказывают.

ВЕДУЩИЙ: Вы знаете, я должен сказать. Я Вас перебью. Я что хочу сказать. Никакой, я Вам говорю официально: никакой координации между каналами, чтобы вы переключались и попадали на другую рекламу, нету. Просто сетка так выстраивается у всякого канала, что обычно межпрограммное время совпадает. Если Вы думаете, что здесь заговор каких-то... Ну, так получается.

ГАЗМАНОВ: Это просто выгодно помещать рекламу, продвигая свой продукт.

ВЕДУЩИЙ: Если позволите, еще один вопрос. Вадим Алексеевич, вопрос есть такой. Законопроект содержит поправку еще одну, что, мол, нельзя показывать человека и животного. А как Вы к этому относитесь?

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР РОССИЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ РЕКЛАМОДАТЕЛЕЙ В.ЖЕЛНИН: Ну, я все-таки, во-первых, начну с того, что рекламное сообщество согласно с тем, что реклама пива должна определенным образом, специально регулироваться. Поясню. Не все, наверное, знают, что есть общие ограничения на рекламы любых товаров. Вот, в частности, то, о чем говорил Олег, что, дескать, "потребляя - вырастишь большой". Есть специальная статья о защите прав несовершеннолетних.

ГАЗМАНОВ: Слава Богу!

ЖЕЛНИН: О воздействии рекламы на несовершеннолетних. Это - общее ограничение. Есть ряд товаров специальных, которые подвергаются дополнительным ограничениям. Например, это крепкий алкоголь, табачные изделия, оружие, лекарственные средства. Да. До сих пор в силу ряда причин пиво у нас в России не подвергалось специальным ограничениям. Рекламное сообщество согласно с тем, что на пиво следует наложить специальные ограничения.

Какие? Прежде всего, те ограничения, которые будут препятствовать воздействию рекламы пива на несовершеннолетних. Воздействию рекламы пива на подростков и юношество! Грубо говоря, чтобы реклама среди молодых - хочу все-таки подчеркнуть, что не вообще молодых, а именно подростков и юношества - не формировала новых приверженцев.

ВЕДУЩИЙ: И таким образом, изъяв людей и животных из рекламы, мы думаем, что сделаем ее непривлекательной для молодежи?

ЖЕЛНИН: Мы в рекламном сообществе так не думаем. К сожалению, есть ряд людей, которые не разбираются глубоко в рекламе, и думают, что вот это средство эффективно. Кстати, работа-то над законом проводилась в таком направлении: давайте искать такие тонкие инструменты, но, кстати, именно они будут эффективны.

ВЕДУЩИЙ: Так. Хорошо. Петр Борисович, нельзя человека, нельзя животного. А скажите, инопланетянина можно? Или, может быть, вы еще пропишите, что и инопланетянина тоже нельзя? Давайте пропишем всe, что нельзя. А насекомые как? Ведь насекомое - это животное.

ДЕПУТАТ ГОСДУМЫ РФ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОЮЗА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РОССИИ П.ШЕЛИЩ: Владимир Владимирович, Вы вот назвали, привели два примера, которые показывают, что обойти можно любую норму. Конечно, инопланетянина в законе нет.

ВЕДУЩИЙ: Не это. А я привел два примера, которые показывают, насколько этот закон странен. Насколько он странен!

ГЕРАСИМЕНКО: Владимир Владимирович...

ВЕДУЩИЙ: Я все-таки обратился к Петру Борисовичу. Вы понимаете, что это звучит странно и, на самом деле, странно. Ну, давайте, мы сделаем, что роза, представляете, прекрасная роза, вот она будет всасывать пиво не хуже любого человека. И будет замечательно! Замечательно! Был бы талант. Был бы талант!

ШЕЛИЩ: Владимир Владимирович, опять-таки надо понять, в ответ на что родился этот законопроект. На крайнее раздражение наших избирателей рекламой вообще, о чем Григорий Алексеевич говорил, которая канализировалась достаточно умело, на мой взгляд, и во многом, благодаря рекламе клинского пива, канализировалась в сторону пива. Это так! Сама по себе реклама, по моему глубокому убеждению, не создает новых потребностей. Она нужна для того, чтобы перераспределять спрос между разными марками и наименованиями товара, который удовлетворяет потребности. С моей точки зрения, реклама пива имела огромное значение для того, чтобы меньше людей пило водку. У нас сегодня после того, как за последние лет 6 в два раза увеличилось потребление пива, в год на человека приходится 37 л. В Германии - 140 л. Но зато по водке мы обгоняем в такое же количество раз ту же Германию и любую европейскую страну. Я считаю, что все цивилизованные страны боролись с пьянством у себя, прежде всего, экономически способствуя вытеснению крепких напитков более слабыми. Сравните цены на водку и на пиво. В любой западной стране соотношение на бутылку водки и бутылку пива - 1/10, 1/15 по цене. А у нас водка эквивалентна примерно трем бутылкам пива. Естественно, выгоднее купить бутылку водки.

Поэтому я считаю, что продвижение пива общественно полезно.

ВЕДУЩИЙ: Все-таки Вы сказали очень интересную вещь, что это, прежде всего, этот законопроект вызван откликом на недовольство - слова цитирую - на недовольство, так сказать, широкого зрителя, которому... и так далее. Значит, это популистская мера. Давайте признаемся тогда честно и откровенно, что никакого отношения к заботе о здоровье, состоянию там молодежи это не имеет. А это вот есть... Я закончу свою такую опасную мысль. Государственная Дума в преддверие выборов думает, как бы угодить этому самому избирателю. А вот, давайте, мы такой закон, и будем потом выступать: "Вот, вы просили, и мы этот закон..." - как будто, это приоритетная вещь. Важнейшая!

ШЕЛИЩ: Я не могу с Вами согласиться.

ВЕДУЩИЙ: Конечно, Вы не можете. Если бы Вы согласились, было бы удивительно!

ШЕЛИЩ: Скажу почему. Вот это самое субъективное раздражение избирателей, оно имеет вполне объективный эффект. Люди, которые вынуждены, когда прерывают фильмы интересные, там сериалы, рекламой по много раз, люди теряют столько нервов, извините, что это можно выразить во многих годах их жизни.

ВЕДУЩИЙ: Да. Правильно. Конечно. И поэтому во Франции взяли и такой закон сделали. Вся реклама в начале фильма и в конце.

ШЕЛИЩ: И на Украине то же самое. И ничего не произошло: ни с телевидением, ни с рекламным сообществом.

ВЕДУЩИЙ: И ничего не произошло. Вот.

ШЕЛИЩ: Я давно пропагандирую то, что сделали во Франции и на Украине...

ВЕДУЩИЙ: Украина, конечно, передовая страна, но не всегда.

ГЕРАСИМЕНКО: И вообще первый закон об ограничении на рекламу пива появилось 2 года назад. До выборов было еще далеко. И самое главная забота - это со временем рекламы. Вопрос в том, что спивается молодое поколение. Посмотрите, что страшное творится. Во-первых, сейчас 60 л приходится на душу населения. Огромные темпы роста. И больше всего это именно на молодежь. У нас увеличилось потребление водки на 17 %. Почти в два раза выросло количество пива.

ВЕДУЩИЙ: Вот это самое интересно.

ГЕРАСИМЕНКО: Это одна проблема.

ВЕДУЩИЙ: Нет, одну минуточку. Значит, у меня есть данные Госкомстата, официальные данные. Мы же интересовались этим вопросом. Смотрите, последнее время статистика говорит о следующем: "Потребление крепких спиртных напитков в России постепенно снижается". Вот данные Госкомстата. Госкомстата. Значит, с 214 млн. декалитров в 2000 году до 209, то есть снижение на 5 млн., в 2001 году. Снижение! Пиво возросло с 524 млн. декалитров в том же 2000 году до 634. Есть абсолютно четкое не значительное, но заметное снижение потребления водки. И заметное увеличение потребления пива. И это Госкомстат. Если Вы хотите спорить с Госкомстатом, это, пожалуйста.

ГЕРАСИМЕНКО: Есть еще данные Минфина, да? У нас комиссия есть по алкоголю. Данные Минфина, что производство водки в продажу увеличилось на 17 %. Это совершенно официальные данные Минфина.

ВЕДУЩИЙ: Я говорю о потреблении.

ГЕРАСИМЕНКО: Это и потребление.

- Производство. Это то, с чего берут налоги, увеличилось.

ВЕДУЩИЙ: А меня интересует то, что люди пьют. Скажите, пожалуйста, Рудольф Иванович, Вы написали книгу об истории пивоварения в России. Как Вы полагаете, в принципе, пиво может стать инструментом отучения людей от более крепких спиртных напитков в России? Ну, скажем, в какой-то степени, инструментом борьбы с тяжелым алкоголизмом?

ПРОФЕССОР Р.ИВАНОВ: Ну, меня, прежде всего, удивило наступление Минздрава, особенно департамента санитарии, на эту святыню русской культур, пиво. Потому что департаменту есть, чем заниматься. У нас в подъездах кучкуются наркоманы, уютно жить на чердаках бомжам, пьют они, кстати, не пиво. Посмотрите на наши мусорки. Что творится? Пьяные валяются на улицах. Пиво - это наше богатство.

ВЕДУЩИЙ: Вы знаете, я чувствую, что Вы большой любитель этого напитка. Я его тоже, кстати говоря, люблю. Тоже, как и Вы, считаю, что напиток хороший. Но дело не в этом. Я Вас спросил, может ли пиво постепенно именно за счет пропаганды, если хотите, рекламы, если угодно...

ИВАНОВ: Я умышленно начал, не отвечать на Ваш вопрос. Теперь отвечаю. Конечно. Более того, этой традиции отвлечения людей от крепких напитков, ну, наверное, уже более чем 200 лет.

ГЕРАСИМЕНКО: За 200 лет не могли отучить.

ИВАНОВ: Мы знаем многие факты, кстати, которые надо пропагандировать в рекламе, когда ради пива, и пиво вывело на свет и сделало бессмертным, скажем, такого человека, как Иоганн Себастьян Бах. Нам, например, мало известно, что Кутузов жил у себя преспокойно в Горошках на Волыни, выращивал великолепный хмель. Кстати, центр был русской культуры там. Выращивал хмель и построил пивзавод.

ВЕДУЩИЙ: Я уже вижу рекламу о том, как Бородинская битва была, в конце концов, выиграна... Поразительно просто.

ИВАНОВ: Он не хотел идти Главнокомандующим. Ему было 67 лет. И когда ему сказали, что ты должен победить Бонапарта, он говорит: "Нет. Победить не смогу, я его перехитрю". Вот тогда они и Москву оставили, а потом французская армия спилась там. Не от пива, а от водки.

ВЕДУЩИЙ: Это, вообще, довольно странно...

ИВАНОВ: И надо читать нашим врачам Бехтерева. Бехтерев - это святой человек, который в Петроградской Думе выступал: "Что вы делаете?" Он, как раз, говорил: "Немцев поощряют, ради того, чтобы организовать маленький пивзаводик, мне дадут всe в Германии. Почему? Потому что я буду вкладывать свою капельку в отвлечение людей". Россия никогда не занимала первого места по пьянству. Шестое, седьмое. Но о пьянстве в России столько написано книг, понимаете?

ВЕДУЩИЙ: Рудольф Николаевич, спасибо большое.

ИВАНОВ: Еще о культуре. У нас ее нет.

ВЕДУЩИЙ: Олег Михайлович?

ГАЗМАНОВ: Ваши эмоции превалируют просто над разумом. Вот что же Вы говорите такое? Россия всю жизнь пила. И на первом месте по образу жизни лучше всех мы? Зачем так говорить?

ВЕДУЩИЙ: Вы знаете, есть еще одна важная тема.

ГАЗМАНОВ: Давайте раздадим тогда по кружечке.

ВЕДУЩИЙ: Ну, я думаю, не откажемся.

ГЕРАСИМЕНКО: Говорят, пиво без водки - деньги на ветер.

ГАЗМАНОВ: Давайте говорить о том, что лучше заниматься все-таки спортом. И попробуйте убедить спортсмена перед выступлением принять кружку пива, и чтобы он бежал нормально.

ВЕДУЩИЙ: Есть такой вопрос, совсем короткий. Ну, представьте себе, сегодня, на самом деле, телевидение, если я не ошибаюсь, 10 % прибыли телевидения от рекламы - это пиво. Этот запрет приведет к потере примерно 100 млн. долларов. Минуточку! А как вы считаете, телевидение производит сериалы, например, которые вам так нравятся?

ШЕЛИЩ: Ни к чему не приведет он.

ВЕДУЩИЙ: Значит, это потеря денег, во всяком случае. Кроме того, это потеря рабочих мест, конечно, сократится производство. Это неизбежно. Сократится рынок рекламы, это неизбежно. Т.е. это экономический результат будет незаметный сразу, но по поводу его кричать "ура" вряд ли придется. Я имею в виду положение отечественных производителей, о которых мы так, якобы, печемся.

ЖЕЛКИН: Я продолжу Вашу мысль. И не только рекламный рынок. И не только телевидение. Не важно. Ведь реклама нужна производителю. Кто такие рекламодатели? Это товаропроизводители. Одна из самых бурно развивающихся сейчас отраслей - пивоваренная промышленность - приостановит свое развитие. Это не только пивоварни. Это выращивание сырья. Я недавно видел по телевизору сюжет. Как в Курской области в деревне Китаевка крестьяне, а я знаю, как появилась эта деревня. Это ведь такая глушь была всегда, и вот там крестьянин вырастил ячмень. Его показывает телевизор. Он сдал этот ячмень на пивзавод и купил себе "Ауди". Вот, кто представляет себе, что такое Курская область, деревня Китаевка. И что там человек сумел своим трудом вырастить и заработать на "Ауди".

ВЕДУЩИЙ: Это напоминает мне рекламу пива "ПИТ".

ЖЕЛКИН: И рекламы "Ауди", поверьте, тут нет.

ГЕРАСИМЕНКО: Снизятся цены на рекламу. А не вообще упадут доходы рекламодателей.

ВЕДУЩИЙ: Нет, нет. Упадут доходы телевидения.

ГЕРАСИМЕНКО: Почему? Ведь мы не ставим вопрос о запрете рекламы пива. Вообще не стоит вопрос. Ведь, пожалуйста, после 22-х часов до 5 рекламируйте.

ВЕДУЩИЙ: Это самое дорогое время и именно в это время Вы не можете рекламировать.

ГЕРАСИМЕНКО: Можно цены увеличить на рекламу, и пойдете на увеличение цен, ничего не потратите. Второе, Вы жили в Америке, во Франции и и знаете, что закон как раз брал за опыт зарубежные страны. Там нигде такой агрессивной рекламы нигде нет.

ВЕДУЩИЙ: Что Вы хотели сказать?

ТОМЧИН: Мы выносили во второе чтение закон "Об ограничении рекламы пива". Для законодателя, на мой взгляд, главное, не навреди. Это главное сегодня. И там были плавные, там были согласованные действия по изменению рекламы, образа жизни, как говорил Газманов, и там этот плавный вход был. И мы не против ограничения. Закон этот вносился согласованно.

Просто в последний момент во втором чтении были внесены вот эти поправки, которые я бы сказал, топорно не согласованы.

ВЕДУЩИЙ: Я понимаю Вашу точку зрения.

ТОМЧИН: Поэтому главное здесь - это не все может законодатель. И это правильно.

ВЕДУЩИЙ: Одну секундочку. Вы только что сказали насчет Америки.

 

ВЕДУЩИЙ: Действительно в Америке громадный телевизионный рынок, и самый большой в мире бесспорно. О том, как там обстоят дела с рекламой пива, давайте мы посмотрим. Об этом рассказывает в своем сюжете Владимир Сухой.

КОРР.: Говорят, что пиво завезли в Америку первые поселенцы, которые приплыли из Европы в 1620-м году. Во всяком случае, в бортовом журнале были обнаружены записи о том, что на корабле заканчиваются запасы пива.

Никогда в США не стоял вопрос о том, что такое пиво. Алкогольный напиток, который воздействует на организм так же, как и крепкое спиртное. Во всех наставлениях для автоводителей сказано: "340-грамовая банка пива содержит столько же алкоголя, как и 142-грамовый бокал вина, или 40-грамовая рюмка водки". Соответственно, никаких поблажек к пиву в США нет. Алкоголь - есть алкоголь. Несовершеннолетние, пытающиеся купить пиво обманным путем, или по подложным документам могут быть наказаны штрафом в 2 тысячи долларов, или получить до 6 месяцев тюремного заключения. 20-летняя дочь президента США Джена Буш за попытку купить пива в одном из баров Остина, столица штата Техас, была арестована и заплатила 700 долларов США.

Продажа и реклама пива в Соединенных Штатах регулирует федеральная комиссия по торговле и бюро по контролю за продажей алкогольных напитков табачных изделий и оружия. В большинстве штатов законы запрещают продажу пива с содержанием алкоголя больше, чем 6%. Пиво "Бадвайзер", которое в Америке называют королем пива, содержит 5% алкоголя. Реклама пива в Америке строго регламентирована. Нельзя рекламировать пиво целый день. Можно только во время спортивных состязаний, и в определенные вечерние часы. После 1996 года пивные компании стали много тратить на рекламу в средствах массовой информации. Около млрд. долларов в год. Но это не значит, что всю эту рекламу берут. Ее очень мало на ведущих коммерческих телеканалах. АВС, СВS, NВС и FOX. По-прежнему продолжают действовать жесткие рекламные ограничения и самоограничения. В рекламных роликах нельзя показывать, как пьют пиво, пьянеют от пива, потребляют пиво за рулем автомобиля, или в других ситуациях, опасных для жизни, выставлять пиво, как эликсир жизни, открывающий путь к личному и общественному успеху. Достижения в учебе, спорте, профессиональной или финансовой деятельности не должны связываться с употреблением пива, и стяжать человека только за то, что среди его привычек нет привычки пить пиво. Утверждать, что пристрастие к пиву - визитная карточка настоящих мужчин, мачо, крутых парней, прокладывающих путь к сердцам женщин. Выставлять пиво в виде чудодейственного напитка, которых доставляет массу удовольствий, поднимает авторитет в глазах представителей другого пола, ведет к успеху в любви и семейной жизни. Снимать детей, актеров до 25 лет, спортивных знаменитостей, Санта Клаусов, героев популярных детских мультфильмов, узнаваемых кино- и телеперсонажей, которые пользуются абсолютным доверием среди несовершеннолетних, могут стать предметом для слепого подражания.

И все же надо сказать, что рекламные лозунги типа "Это не просто пиво, это традиция" или "Бадвайзер" - этим все сказано", всякие рекламные симпатичные лягушки, говорящие ящерицы делают свое дело. 92-м % опрошенных юношей и девушек 15-20 лет реклама пива нравится. А 38% считают, что рекламные ролики делают пиво вожделенным и привлекательным напитком. Таковы реалии. Не будем забывать при этом, что сейчас в стране производится около 2 млн. литров пива ежедневно. Пиво в Соединенных Штатах можно купить в магазинах до полуночи. Покупающему должно быть не менее 21 года. В пивном баре можно заказать пиво до 2 часов ночи. На улицах пиво нельзя пить вообще. И все, кто пьет пиво согласны с этими правилами.

ВЕДУЩИЙ: Вы видели некоторые куски этой рекламы. На мой взгляд, она такая же агрессивная, такая же зазывная, полно красивых женщин, красивых мужчин, они с вожделением пьют, танцуют, и так далее. И главное, что единственное, что нельзя на американском телевидении показывать во время рекламы пива - это сам факт насыщения. Т.е. Вы можете поднести стакан ко рту, но нельзя показывать, как идет процесс потребления. Все остальное вполне можно. И, причем, на самом деле в любое время, кроме утреннего. Но кому это нужно.

Завершая эту тему. Цифры. В Европе в среднем потребление пива 70 литров в год. По странам пивным. Ни Франция, ни Италия, ни Португалия, где пьют вино, а в пивных странах, Германия, Норвегия, Голландия, 150 литров в год. Рекордсмен – Чехия –162 литра в год. В России, по данным опять-таки Госкомстата в среднем 45 литров на душу населения в год. Никакого сравнения. Можно ли сказать, что в тех странах, где много пьют пива, болеют? Нездоровая нация? Молодежь алкоголичная? Так вот, поэтому, боритесь, уважаемые, с водкой. Но я не думаю, что, запрещая рекламу пива в определенное время, Вы тем самым боритесь с водкой. И вообще, я скажу Вам совершенно честно. Иногда мне кажется, что за всеми этими действиями стоят совершенно другие интересы, а не интересы нации. Такое мое ощущение, и, думаю, не только у меня. Как бы это ни было, окончательное рассмотрение этого законопроекта состоится в середине декабря, затем предстоит Совет Федерации, и, наконец, Президент. Вам большое спасибо за участие в этой дискуссии.

 

ВЕДУЩИЙ: Сегодня 1 декабря - Всемирный День борьбы со СПИДом, в частности, вот у меня значок здесь. По прогнозам ученых, в нашей стране к 2010-му году от СПИДа умрет порядка полмиллиона человек. Тем не менее, нас это не очень беспокоит, я имею ввиду, мы мало об этом говорим, это не на первых полосах газет. Не первые новости по радио, по телевидению. Вообще, как-то вроде это нас не касается. А волна СПИДа нарастает. Вот, Олег Михайлович, я знаю, что Вы принимали участие в акции по борьбе со СПИДом в Калининграде. Вообще, какова цель этих акций?

ГАЗМАНОВ: Ну, во-первых, это не совсем правильно. Я не принимал участие. Я организовал сам эту акцию. Я работал год в этой сфере. Я родился в Калининграде, и когда было сообщение информационное, что первый ВИЧ, выявленный в Калининграде, и там самая большая концентрация СПИДа у нас в стране. Но сейчас это далеко уже не так. Там научились бороться с этой эпидемией, там научились противостоять этой эпидемии, но я решил для своего города что-то сделать. Я решил сделать концерт и все средства передать на борьбу со СПИДом и наркотиками. Потом в плане организации этого концерта, я подумывал сделать вообще международную акцию: пригласить из сопредельных стран артистов, из Белоруссии, из Польши, из Литвы, Латвии и так далее, и артисты приехали. Была моя землячка, тоже из Калининграда, супруга нашего Президента, Людмила Путин. Была очень хорошая акция. Это был не только шоу-концерт. В течение недели приехали врачи-наркологи из Москвы и общались с врачами из Калининграда, устроили такой праздник, что весь город на ушах стоял. Для молодежи были различные соревнования, граффити, скейтборд, байкеры и так далее. Идея была такая: сделать так, что бы мы должны были бороться весело, чтобы это активно было. Потом я подумал о том, что мы говорили, что есть в государстве люди известные, которые обладают безусловным авторитетом. Если у меня этот рычаг есть, я пытаюсь его во благо использовать. Т.е. если мне доверяет большое количество людей, то я должен показать, что я не пользуюсь наркотиками. Мне 51 год, я в полном порядке. Я спортивный активный человек. У меня столько в жизни удовольствий и радости, без наркотиков и так далее. СПИД и наркотики - это рядом. Извиняюсь, я очень коротко. Прошла эта акция, название было "Даже не пробуй". И еще, идея была, моя идея, спасти хотя бы одну жизнь. Т.е. не дать скатиться хотя бы одному человеку. Я думаю, что это удалось.

ВЕДУЩИЙ: Дай Бог. У нас в студии сегодня специалисты, которые занимаются вопросами СПИДа, ВИЧ-инфекции и так далее. Это Вадим Валентинович Покровский, руководитель федерального центра по профилактике и борьбе со СПИДом, добрый вечер. И Гиней Солдано руководитель канадско-российского проекта, российская сеть по борьбе с ВИЧ-инфекцией.

ВЕДУЩИЙ: Сегодня в нашей стране жертвы СПИДа являются жертвами вдвойне. Т.е. они не только больны смертельной болезнью, но и окружение их приговаривает к такому вакууму, не желает их принимать. Об этом в частности в сюжете Галины Филоненко.

КОРР.: Роман узнал о том, что он ВИЧ-инфицирован 8 лет назад в 94-м году. Еще в конце 80-х обществу казалось, что СПИД - угроза для России весьма далекая. Как можно заразиться - знали плохо. Что делать, если ты уже заразился -еще хуже. Общество раскололось на 2 группы, которых объединяло одно - страх. Самые распространенные предрассудки того времени - СПИДом могут заболеть только проститутки, наркоманы и гомосексуалисты. Чернокожие все больны поголовно. Перестали пить газированную воду из автоматов, боялись подцепить СПД через поцелуи и рукопожатие. Слухи были один абсурдней другого. Говорили, что можно заразиться даже через укус комара. Перелом общественного мнения произошел в 98-м из-за случая в Элисте. Из-за халатности персонала было заражено 73 ребенка. 46 не было еще и года. Стало ясно, что заболеть может каждый. Даже младенец. С тех пор о СПИДе стали вспоминать чаще, слухов стало меньше. Но отношение людей к больным все то же.

ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫЙ РОМАН: Если человек тебя знал до этого, то в этом плане проще, больше шансов того, что нормально воспримут. Если же ты знакомишься с человеком и ему об этом говоришь о своей болезни, здесь да. - боятся люди, сторонятся. Не все это явно показывают, но естественно, страх в глазах есть.

КОРР.: Распространение эпидемии СПИДа в России несет еще одну проблему - дискриминацию больных людей. В 95-м был принят федеральных закон, где оговаривались права ВИЧ-инфицированных. Но до сих пор нет ни одного случая, когда больной человек отстаивал бы свои права через суд. Ни в каком законе не описано, что такое дискриминация больного ВИЧ-инфекцией. Что делать, если тебя оскорбляют и увольняют с работы. К кому идти, если близкие выгнали тебя из дома. Медицинская книжка при приеме на работу для ВИЧ-инфицированного человека означает отсутствие шансов эту работу получить. Негласный анализ на ВИЧ-инфекцию требуется практически везде. Дальше всех в этом плане пошла администрация города Сочи. Сдача анализа на ВИЧ - обязательно условие для получения прописки. В лабораториях крупных городов обследование на ВИЧ проходит анонимно. Для большинства населенных пунктов, где до сих пор царит полная безграмотность в отношении ВИЧ-инфекции, медицинскую тайну Вам не может гарантировать никто.

РОМАН: Медсестра или врач, сидящие в какой-то маленькой районной поликлинике, которые никогда не видели анализа положительного на ВИЧ в глаза, или человека живого с ВИЧ-инфекцией, и тут к ним приходит такой человек, потому что он вынужден был прийти. Естественно в шоковом состоянии медсестра бежит подружке какой-то рассказывать. В силу того, что это маленький город - информация расходится очень быстро.

КОРР.: Право на бесплатное лечение по закону гарантировано каждому ВИЧ-инфицированному в России. Средств, выделенных федеральным бюджетом в этом году, хватит на лечение 500 человек из 220 тысяч официально зарегистрированных больных. Кого лечить, а кого не лечить врачи нередко решают сами.

РОМАН: Потребители наркотиков полностью лишены такой возможности, даже если ты бывший наркоман - терапии нет. К сожалению, по мнению врачей, лечение людей, употребляющих наркотики - это напрасно потраченные деньги.

КОРР.: Больные ВИЧ пытаются объединиться, чтобы сообща отстаивать свои права. Но, похоже, что помощи им ждать неоткуда. По словам Романа, один врач признался ему, что не хочет, чтобы ВИЧ-инфецированные люди объединялись, потому что по одиночке они ничего не требуют и не знают.

РОМАН: У нас ВИЧ-инфекция без человеческого лица. На самом деле, это реальные люди. Такие же, как мы все. Вот сижу тут перед камерой, может кто-то увидит, что вот реальный человек, который с этим живет. Это действительно может каждого коснуться.

 

ВЕДУЩИЙ: Вадим Валентинович, общее количество ВИЧ-инфицированных в России составляет сегодня 220500 человек. 4 года тому назад в 98-м году это же количество ВИЧ-инфицированных составляло 11 тысяч. Т.е. получается, что за 4 года ровно возросло в 22 почти раза. Во-первых, так ли это, и если это так, что же происходит?

В.ПОКРОВСКИЙ: Да, конечно в России идет мощная эпидемия ВИЧ-инфекции. Мы видим значительный прирост даже в этом году, по сравнению с предыдущими годами. 40 тысяч новых случаев в этом году зарегистрировано. Но это речь идет о зарегистрированных случаях. Проблема ВИЧ-инфекции в том, что она не заметна. По человеку нельзя сказать, заражен он или нет. Поэтому и расчеты показывают, что не меньше 600 тысяч, даже больше наших сограждан заражены вирусом.

ВЕДУЩИЙ: Хорошо, а почему такой рост, почему это происходит?

ПОКРОВСКИЙ: Это было связано с большим распространением наркомании в 90-е годы. Мы видели вспышку наркомании и грязные шприцы и наркотики приводили к заражению людей. Но сейчас другое. Сейчас нарастает передача половым путем.

ВЕДУЩИЙ: Т.е. так, как в мире в основном. Наша страна отличалась, если я не ошибаюсь, тем, что именно наркомания была главной виновницей, в то время, как в Штатах был половой путь основным.

ПОКРОВСКИЙ: В определенных группах быстрее распространяется. В Соединенных Штатах это мужчины, которые имеют секс с мужчинами. В России вот первой такой мощной группой оказались наркоманы. Но это связано именно с их большим числом.

ВЕДУЩИЙ: Сейчас я бы хотел показать вам, уважаемые зрители, графики. В России есть разные регионы, и вот состояние на декабрь 2001 года. На графике, который Вы видите, заметно, что в некоторых регионах России проблема ВИЧ-инфекции стоит особенно остро: Свердловская область, Санкт-Петербург, Московская область, Самарская область, город Москва, и так далее. Смотрите, Ханты-Мансийск, там 7 тысяч, но если сравнить Ханты-Мансийск и Свердловскую область, то 7 тысяч в Ханты-Мансийске, это вообще каждый зараженный житель.

ГАЗМАНОВ: Эти цифры понятные, но дело в том, что когда я связывался с этой проблемой в Калининграде, я понял, что там, где лучше всего выявляют ВИЧ-инфицированных, там больше количество человек. Это не значит, что где-то в другом городе их меньше. Просто там хуже выявляют.

ВЕДУЩИЙ: Хотите ли Вы сказать, что нет в этой области регионов ведущих в этом смысле, а просто есть регионы, где лучше выявляют. Или все-таки есть регионы, где эта болезнь более распространена?

ПОКРОВСКИЙ: Правильно на количество населения пересчитывать. У нас в Ханты-мансийской автономной республике порядка полпроцента инфицированных от всего населения. Это же в Иркутской области происходит. Но есть огромные города, где достигает одного процента. Тольятти. Более 1% населения - Норильск, Оренбург. Это те данные, за которые я могу сказать.

ВЕДУЩИЙ: В сюжете было сказано, что средства, выделенные федеральным правительством, в этом году на борьбу со СПИДом хватит на лечение 500 человек. Так?

ПОКРОВСКИЙ: Проблема заключается в том, что лечение назначается только на далеко зашедших стадиях болезни. Поэтому большинство из тех, кто сейчас у нас зарегистрированы, еще не нуждаются в этом лечении. И это нам дает небольшой перерыв. Но уже те средства, что сейчас мы имеем, это лишь на половину тех, кто нуждается. Через год это уже будет видимо 10% нуждающихся.

ВЕДУЩИЙ: Господин Салдана, скажите, пожалуйста, а частные фонды, которые работают в России, они помогают материально?

САЛДАНА: В России есть огромнейший бизнес. Берем, например, "Норильск-никель", один из крупнейших предприятий. У них население уже более 1% ВИЧ-инфицированно. Но у них еще не началась акция по пропаганде борьбы со СПИДом. И есть шикарная возможность в данный момент привлекать инвесторов, крупнейший бизнес.

ВЕДУЩИЙ: Ваша организация этим занимается?

САЛДАНА: Много раз различные общественные организации обращались в государственные структуры и частные фонды. Но пока вопрос о СПИДе не станет модным для бизнеса. Когда этот вопрос станет модным, когда каждый житель страны, или каждый олигарх будет знать,что никто не застрахован от этой болезни, тогда это уже будет.

ВЕДУЩИЙ: Т.е. не откликаются.

САЛДАНА: Еще надо стараться. Я знаю, очень много помогали. Вот, Олег Михайлович.

ГАЗМАНОВ: На самом деле у меня большие проблемы остаются и оставались из этой акции, которая получилась. Я понял, что создан некий инструмент, который делал профилактику этого явления. Но я думал, что мне будут помогать дальше.

ВЕДУЩИЙ: У меня закралась шальная мысль. А что, если вместо того, чтобы запрещать рекламу пива, договориться с крупными телевизионными каналами, что 10% прибыли от рекламы пива они дают целевым образом на борьбу со СПИДом?

ГАЗМАНОВ: А как это договориться?

ВЕДУЩИЙ: А почему бы ни договориться? Вот прийти и сказать, вот такая вот идея. Это будет довольно много денег.

ГАЗМАНОВ: Не исключено. Но, Вы знаете, это так красиво звучит, поверьте мне, я делал несколько больших программ. И в принципе, на сегодняшний день как артист я достиг определенной планки. Я хотел бы во благо работать. Но очень сложно привлечь какие-то средства. Как правильно сказали, это не модно. Сделать это модным, это было бы эффективно.

ПОКРОВСКИЙ: Было очень много сделано для борьбы со СПИДом еще 10 лет назад. Давайте еще один шаг: Вы будете нашим представителем для руководителей СМИ с просьбой вот отчислить эти деньги.

ВЕДУЩИЙ: Завершаем тему. Как по Вашим мнениям нужно относиться к людям, больным СПИДом? 58% ответили, что они могут работать и учиться со всеми, но окружающие должны знать об их болезни. Т.е. тут должно быть написано: у меня СПИД, 26% опрошенных считают, что их вообще надо изолировать от общества.

Что нужно сделать, чтобы люди по-другому относились к своим же товарищам, которые болеют этой болезнью? Что надо делать, на Ваш взгляд?

ПОКРОВСКИЙ: Нужно больше говорить об этом, больше просвещать людей, к ВИЧ-инфицированным должны относиться так же, как к обычным людям.

ВЕДУЩИЙ: Что Вы скажите?

САЛДАНА: Как Выглядят ВИЧ-инфицированные, каждый должен смотреть на себя в зеркало. Потому что это касается каждого. И все.

ВЕДУЩИЙ: Олег Михайлович, у Вас есть что-нибудь по этому поводу?

ГАЗМАНОВ: Я могу сказать, что надо по-христиански относиться друг к другу, и, пользуясь сегодняшним случаем, я все-таки скажу, что СПИД и наркотики, особенно в нашей стране - это почти неразрывно стоит рядом друг с другом. Поэтому, что можно сказать? Вот, Вам дают конфету, отравленную ядом. Давайте ее скушаем и завтра умрем. Давайте уже смотреть прямо в глаза. Нужно пропагандировать здоровый образ жизни. Это нужно сделать, чтобы это было не скучно.

ВЕДУЩИЙ: Надо, чтобы это было приоритетом государства. Приоритетом. В борьбе с пивом гораздо больше страстей и денег, чем в этом.

ГАЗМАНОВ: И по поводу этого дела нужно просвещать, потому что на самом деле СПИДом заразиться очень сложно. Это не так просто, как кажется. Хотя, конечно, это опасно.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо Вам большое, что Вы пришли.

 

ВЕДУЩИЙ: В завершении. Я все-таки вернусь к теме вето, которое наложил президент на ограничения, которые предлагались в законе "о СМИ". Вообще, вся эта история, то, что предшествовало, то, что после этого было, это можно сделать некий вывод о том, кто мы. Ну, во-первых, стало очевидно, что наши законодатели, как в Государственной Думе, так и в Совете Федерации, спят и видят надеть намордник на средства массовой информации, в особенности на телевидение. Это стало совершенно очевидно.

Второе, что тоже стало очевидным, что верхняя палата стала заражена неизлечимой болезнью, которая называется "чего изволите". Т.е. эдакой верноподданностью, как бы угадать, чего хочет президент, когда он ничего не сказал. И только так можно понимать голосование к этой поправке, где против этой поправки проголосовал один единственный сенатор. Это интересно.

Третье. Вообще-то говоря, у меня сложилось впечатление, что средства массовой информации обратились к президенту так сказать в просительном тоне, а надо было требовать на самом деле. На самом деле то, что предлагалось, это совершенно недопустимая вещь. Мы попросили, а президент согласился. Это дает ему, конечно, определенные преимущества. Отныне возникает такое ощущение. Он же пошел нам навстречу, теперь и нам надо пойти ему навстречу. Своеобразное такое сотрудничество, которое вообще-то для средств массовой информации не очень хорошо.

И что совсем замечательно, оказывается, что для населения, т.е. Вы, уважаемые зрители, тоже считаете, что вообще надо бы какую-то цензуру ввести. Т.е. мы вроде сами ищем, какой бы надеть ошейник на себя, чтобы нас сдерживать.

Ну, и самое последнее. Еще раз убеждаюсь в том, что понятия свободы в нашей стране весьма своеобразное. Больше существует понятие воли: "Что хочу, то и ворочу". А не то, что я свободный человек, поэтому думаю. Вот какие мысли меня посетили в связи с тем, что произошло. Конечно, Слава Богу, что вето было наложено. Но какой будет конец этой истории, неизвестно. Вот такие у нас времена.