"Подмосковье-Неделя" №29 10 октября 2001


Олег Газманов: "Суровые счета еще будут предъявлены"

Народный артист России и артист для народа - понятия, согласитесь, не всегда совпадающие. Первое является официально присуждаемым знаком отличия, а второе... Тут, как известно, сложи лось иди нет. В случае с талантливейшим музыкантом и большим другом нашего еженедельника Олегом Газмановым звание только подтвердило народное признание. И ом этим очень гордится. А я горжусь, что знаю и общаюсь с этим артистом более десяти лет. Он чаете помогал и помогает мне в нашей такой непростой жизни. В том числе и материально. Ведь сегодня журналисту, если он только не продажный, трудно живется. Спасибо за это Олегу.

Когда на открытии Х Международного фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске" ведущая концерта поздравила музыканта с 50-летием, переполненный Летний амфитеатр на какое-то мгновение замер, а потом в едином порыве встал и устроил Газманову овацию. Я видел глаза зрителей в этот момент. Это было не просто проявление вежливости. Это были искренняя любовь, уважение и восхищение талантом Человека и Художника.

"Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан" - несколько растиражированная фраза. Но тем не менее не потерявшая своей актуальности. Особенно в наше безнравственное время. Так вот хочу со всей категоричностью сказать, что Газманов - не только блистательный художник, но и патриот. Патриотизм и в его творчестве, и в гражданских поступках.

- Олег, вы ведь могли спокойно зарабатывать большие, очень большие деньги, если бы писали прикольную музыку по заказу богатеньких дядечек. А вы поете со сцены о любви к Москве, к России, к ее лучшим сынам. Максимализм и донкихотство до седых волос?

- Попрошу без намеков на возраст! (Заразительно, как умеет делать только он, смеется.) "Мои года - мое богатство". А максимализм... Да! Только так! Здесь я продолжаю давнюю свою войну с комплексом "российской неполноценности", который нам пытаются привить не первый десяток, а то и не первую сотню лет. В последнее десятилетие это приобрело крайне абсурдные, дикие формы. Только "вакцина" для "прививок" очень недоброкачественная, с ароматом, простите за грубый натурализм, отхожего вокзального места.

Посмотрите, например, как рьяно стали публиковать у нас "независимые издатели" дневники и мемуары битых в хвост и в гриву гитлеровцев - Гиммлера, Геббельса, Гесса, Гельдера, Шелленберга, - их поставляет на книжный рынок холдинг "Совершенно секретно", предварительно раскрутив по НТВ. Не говорю уже о такой мерзости, как идеологический учебник нацизма "Майн кампф" Гитлера. От бульварной газетенки до "Военно-исторического журнала" Министерства обороны наши "первооткрыватели" спешат пересказать чужими нечистыми устами, какие мы, мол, тупые, недоразвитые, пещерные.

Ради Бога, пусть печатают. Только дайте возможность читателю одновременно, в этом же издании, познакомиться с откровениями министра пропаганды доктора Геббельса, не лета 1941-го, а весны 1945 года, с настоящими прозрениями нацистского идеолога: "Господи, во что мы вляпались?.. Но кто же мог предположить, что русские - совсем не идиоты, что их генералы и маршалы на много голов выше, чем наши, а солдаты способны стоять в бою до конца, что у их конструкторов светлые головы, а их танки, самолеты, корабли, орудия превосходят наши во всех отношениях. Русские идут за своими полководцами без страха и сомнения, веря им во всем, тогда как у нас и в лучшие дни царили неразбериха и неверие".

А вот другой пример. Ни "ихние", ни наши доморощенные "западники" не забывают карибского кризиса. Причем выставляют спасителями человечества американцев. Нас же изображают коварными и трусливыми шакалами, поджавшими хвост при первом окрике из-за океана. Но ведь на самом деле договору Хрущева с Кеннеди предшествовало мужество моряков Военно-Морского флота СССР, великолепный ход советской разведки и ее резидента в США Александра Семеновича Феклистова. Поджали хвост американцы. Об этом они честно говорили, когда я был на гастролях в Штатах и имел беседы со свидетелями карибского кризиса.

Но дело ведь не в том, кто в сегодняшнем мире выглядит грознее и богаче. Дело опять-таки в вечных ценностях, духовных категориях, морали. Они у нас, я верю, не уступают иным народам. Я это, так сказать, по самому минимуму. А по максимуму...

- Вы упомянули жуткое словосочетание -"комплекс "российской неполноценности"...

- А разве не развивают его в нас и в наших детях на каждом шагу? "Стыдно жить в этой стране и с этим народом", - вещает вслед за бессовестным, продажным телеведущим некогда уважаемый лауреат Госпремии и народный артист. Популярнейший прозаик, сбиваясь и путаясь в словах, словно бы извиняется за свою фронтовую молодость, боевые награды и собственные прекрасные книги прошлых лет. Некогда диссидентствовавший поэт (что не мешало ему издаваться миллиоными тиражами и стать лауреатом той же Государственной премии СССР) шаркает по ТВ ножками, сгибается в халдейском поклоне перед неким новорусским спонсором, кинувшим ему кость и финансировавшим выпуск нового сборника - только вдумайтесь - в 1500 экземпляров. Да и не из шестисот страниц с лишним, а из сотни.

"Брось думать о работе, забудь проблемы", - заливается со сцены безголосая "властительница дум и чаяний", раскрученная по всем каналам телевидения на деньги нуворишей.

Не хочу, чтобы в таких условиях жили мой сын, ваши и миллионы чьих-то детей. Расхожими стали слова о безденежье нашей культуры, отечественного искусства. Но деньги есть. В том числе и бюджетные. Другой вопрос, на что их тратят. Проводятся дорогостоящие презентации, создаются сомнительного качества телевизионные музыкальные программы. Пытаемся догнать и перегнать худшие образцы западной музыки и американского кино? Пролить на экране больше крови? Показать порнуху еще "порнушнее", а чернуху еще "чернушнее"? Так ведь не выйдет, Голливуд дошел до последнего предела, эту черту уже не перешагнешь. У "них" все мыслимые ограничения в литературе и искусстве давно зашкалило. И теперь те же Штаты борются за восстановление нравственных ценностей, приоритет семьи и семейной морали. Нам же пытаются сплавить духовные, промышленные и радиоактивные отходы.

- Но бороться как-то с этим можно?

- Да. Только крайне сложно, когда держава не поддерживает борьбу ни морально, ни материально. Многие мастера культуры испытывают на собственной шкуре всю "прелесть" современных унижений перед скрытым или явным ворьем. Об этих "джентльменах" знают "органы", где не идет массовая распродажа Державы оптом и в розницу. К сожалению, не всегда в их силах и возможностях обратить это знание в конкретные контрдействия.

Но пусть поделятся с экрана информацией. В пределах возможного, чтобы честные люди не впадали в уныние из-за того, будто Россия сожрана олигархами и прочими проходимцами, будто ее вытеснили на самую дальнюю обочину мирового развития. Да никогда!

Полезно вслушаться и тем, кто раздает, распродает и разворовывает Россию. Пусть знают: все их делишки известны, все номера вкладов в западных банках задокументированы. Пусть помнят, что им будут предъявлены самые суровые счета - в пределах диктатуры закона, как говорит президент России, - за нищих и обездоленных "прихватизацией", за два с лишним миллиона (по официальной статистике) беспризорных детей, за поруганную национальную честь, царящий вокруг беспредел и многое другое.

- По-моему, об этом нужно говорить не с позиции обрыдшей однодневной "публицистиковщины". Потому что меня интересует нравственная сторона дела.

- Абсолютно с вами согласен.

- А как музыка, песня могут помочь нравственному очищению, особенно молодежи?

- Какой бы "продвинутой" ни была сегодняшняя молодежь, каким бы музыкальным мусором ее ни пичкали, она, уверен, всегда откликнется на настоящую, свойственную национальному менталитету мелодию. Это передается из поколения в поколение с молоком матери. Надо только это пропагандировать по радио, телевидению, с концертных площадок. Сегодня не хватает патриотических песен. Вот поэтому я учредил общероссийский конкурс патриотической песни,

- Но ведь не хватает и хороших песен о любви. Вы верите в вечную любовь?

- Точно знаю, что такая любовь существует. Любовь помогла победить и в Великой Отечественной войне. Это великое чувство. И ничто в мире не сможет его победить. "Ненависть разрушает, любовь созидает, - говорил герой известного фильма. - Странно, что этого никак не могут понять люди".

Война, разруха, смерть. Казалось бы, как в этом хаосе смогло зародиться хрупкое и нежное чувство? Господь милостив. В этом страшном кошмаре любовь была единственным, что помогало выжить. Она, вопреки всему, дарила людям счастье, надежду и веру в будущее. Об этом лучшие фильмы о войне: "В шесть часов вечера после войны", "Жди меня", "Летят журавли", "Баллада о солдате", "Дом, в котором я живу", "Чистое небо", "Военно-полевой роман", "Верность", "На семи ветрах"... А какие песни родились в то страшное время - "Темная ночь", "В землянке", "Огонек", "Моя любимая", "Где ж ты, мой сад"... Жаль, что сегодня практически не снимают таких картин, не звучат такие песни...

- Так, значит, нам сегодня нужна любовь?

- Как воздух. Ведь мы потеряли веру, утратили надежду. Мы предали любовь, заменив ее суррогатом. Дискутируем на тему, сколько жен и любовниц надо иметь, требуем свободных связей, выступаем в защиту нетрадиционного секса. Сегодня, к великому сожалению, немодно говорить о настоящей, нормальной любви. Современные интеллектуалы утверждают, что это скучно. Нет, господа, просто вам в жизни не повезло. Вы еще не встретили свою единственную, которая на всю жизнь.

- Мне кажется, что ваша программа в ГЦКЗ "Россия" в День Победы была об этом. А как вы решились пригласить выступить на сцене с вокальным номером губернатора Московской области Бориса Громова?

- Не секрет, что сейчас запели все, в том числе и политики. В каких-то ситуациях это проходит, и даже смотрится симпатично. Но это был концерт из песен военных лет. Нужен был человек, который знает о войне не понаслышке. Борис Всеволодович - боевой генерал, Герой Советского Союза, командовал легендарной 40-й армией в Афганистане. Тогда ему верили солдаты и офицеры, сегодня на него с надеждой смотрят жители Московского региона, отдавшие ему свои голоса на губернаторских выборах.

Кому-то из политических и государственных деятелей просто противопоказано петь. А у Бориса Всеволодовича от природы поставленный голос, красивый баритон и завидный музыкальный слух. Знаю, что губернатор любит русскую прозу, классическую музыку, умеет вести беседу на хорошем русском языке. Ему чужд лексикон завгаров, которым так и не разучились пользоваться известные всем государственные мужи. Всегда ставлю в пример его жизненный путь своему сыну.

- Да, а как Родион? Ведь в июле в вашей семье отметили два юбилея -ваше 50-летие и 20-летие Родиона.

- У него все хорошо. Записал несколько песен, которые мне нравятся. Организовал свою группу, много экспериментирует.

- Когда Газмановы начинали восхождение к музыкальному Олимпу, Родион был звездой первой величины, чья популярность была круче, чем у папы. Не "зазвездился" наследник? Слава не испортила его характера? Помню его во время финальных концертов моего опроса популярности "Музыкальный марафон". Родя был добрым, симпатичным и необычайно контактным парнишкой.

- Таким он и остался. И самое главное, когда у него должна была начаться мутация голоса, мы резко прекратили его сольную карьеру. Родион стал заниматься языками, компьютером, много читал, одно время учился в престижном колледже в Англии, а когда возмужал, вновь вернулся к пению. И мне не стыдно за сына, когда он со мной выступает на одной сцене.

- А как строятся отношения отца и сына? Читаете ему нравоучения?

- Мы с ним друзья. Так было всегда. Когда я писал для него песни, к примеру, "Люси", внимательно наблюдал, как он общается со своими подружками. Ходил с ним в зоопарк, читал одни с ним книги. Я старался смотреть на мир его глазами, слышать биение его сердца. Сейчас я ощущаю себя его сверстником.

- Ни в этом ли секрет вашей молодости? С большой натяжкой вам можно дать сорок.

- Я не кокетничаю, когда говорю, что прекрасно себя чувствую физически. Тут кто-то из журналистов пустил утку, что Газманов сделал пластическую операцию. Да, я делаю всевозможные растяжки... на брусьях и перекладине. Всегда занимался физкультурой, получил звание мастера спорта. Так было в военном училище, во время службы на флоте. Так продолжается и по сей день.

- Есть устойчивое мнение, что музыканты относятся к группе риска в смысле алкогольной, никотиновой и наркотической зависимости...

- Не курю. Наркотики никогда не употреблял. Алкогольный кайф мне не нравится. По-моему, пьянки и запои происходят главным образом от безделья.

- Значит, творчество и работоспособность от стимуляторов не зависят?

- Абсолютно. Устаешь от работы в студии, от продолжительных гастролей, уходишь в лес или что-то мастеришь, слушаешь любимую музыку, перечитываешь классиков или смотришь по видику интересный фильм.

- Мне приходилось слышать, что Газманов - чистой воды конъюнктурщик...

- Не я первый, не я последний, о ком это говорят. Перестроечная и постперестроечная пресса, "прогрессивные" критики каких только ярлыков не навешали на таких выдающихся мастеров театра, кино, музыки, как Ольга Лепешинская, Александра Пахмутова, Сергей Бондарчук, Тихон Хренников, Валентин Плучек, Станислав Ростоцкий... Где сегодня эти крикуны? А мелодии и фильмы великих художников останутся в нашей жизни и в XXI веке.

Недоброжелатели могут легко назвать конъюнктурой песни "Господа офицеры", "Есаул", "Мама"... Если бы это было так, то выглядело бы крайне неискренне, не "забирало" бы слушателей. К счастью, я работаю нутром. Не хочу быть банальным, но сочиняю и пою душой.

Владимир ВАХРАМОВ