"МК Бульвар"  №7 14 февраля 2000


Олег Газманов: "С утра по чуть-чуть, и все женщины красивые"

Дом в Серебряном бору, публичные дуэты с Юрием Лужковым, строгая лирика в песнях. Статус, одним словом. Времена, когда бывший преподаватель мореходного училища лихо крутил над головой шинелью на концертах, казалось, безвозвратно прошли. Не тут-то было. Газманов если и изменился, то только внешне...

"Я сменил имидж, чтобы шея загорела"

- Олег, злые языки утверждают, что вы подстриглись под Рики Мартина.

- Да нет... Я подстригся еще осенью прошлого года. И по очень банальной причине. Потому что собирался на юг, хотел, чтобы шея загорела. (Смеется.) И потом, когда стали говорить, что я поменял имидж, мне смешно было. Не знаю, почему народ так разволновался, видимо, потому, что я давно не стригся. Ведь главное, что я внутри не изменился.

- Вот-вот. Говорят, у вас появился личный стилист, "Мерседес", это при вашей декларируемой любви к джипам. Похоже, образ лихого "эскадронщика" уходит в прошлое, и на его месте возникает нечто пафосное.

- Это не пафос, это работа в шоу-бизнесе. Да, у меня сейчас две машины: джип и "Мерседес" - такого полуспортивного типа, очень резвый, с замечательной акустикой. И, честно говоря, я мог бы и большее себе позволить. Мне нравится ездить на джипе, одеваться в спортивном стиле, и одно другому соответствует. Но когда я собираюсь на прием, надеваю пиджак, галстук... Понимаете? Что же касается стилиста - у меня его как такового нет. Просто на съемках я предпочитаю работать с одним и тем же человеком. Он уже знает, что и как надо делать. Или думает, что знает.

- В прошлом году вы торжественно заявили, что прощаетесь с программой "Господа офицеры", а в этом - выходите с нею вновь. Получается, Газманов слово не держит?

- Наверное, это единственный в моей жизни случай, когда я не сдержал слово. Я просто не ожидал, что моя программа окажется так нужна людям. Мне пришло огромное количество писем, люди даже приезжали ко мне, со слезами на глазах просили, чтобы я ее не закрывал. Меня это потрясло... Вообще с программой "Господа офицеры" у меня связано много трогательных моментов. После одного из концертов ко мне подошла женщина, принесла орден Красной Звезды. Сказала, что муж умер, а орден завещал мне за песню "Господа офицеры". Я говорю: я не могу его принять, это боевая награда. А у нее на глазах слезы: я против воли мужа не пойду. Вот такие эпизоды заставляют меня продолжать программу и писать те песни, которые я пишу. Хотя программа себя не окупает.

"Господа офицеры" - широкомасштабная акция. Последний раз в ней участвовало более двух с половиной сотен человек: и военный хор, и балет... И хотя она имеет ярко выраженную патриотическую направленность, не пользуется государственной поддержкой. Без постоянного спонсора ее очень трудно двигать дальше. Молодым и продвинутым хочется современной музыки, современных аранжировок. И у меня такие песни есть. Но вставить их в программу "Господа офицеры" я не могу - само ее название этого не допускает. Поэтому сейчас я хочу, оставаясь генеральным продюсером программы, превратить ее из собственных сольных концертов в фестиваль, который бы поддерживал инициативу создания патриотических песен. Найти спонсоров и учредить премию, скажем, за лучшую песню.

- Большинство наших исполнителей сейчас стараются двигаться в одном направлении - в направлении формата МТV. Вас на этом канале пока не видно. Просто и не пытаетесь пробиться или попытки все же были?

- Были попытки такого плана - у меня есть клип на песню "Мне не нравится дождь". Песня эта во всех чартах занимала весьма приличное место. Но когда я спросил у того же Бориса Зосимова, своего знакомого: "Борь, а что не показываете? ", он ответил: "Знаешь, не формат". Ну, не формат так не формат. Потом был ролик на песню "На заре". Мне лично работа режиссера Влада Разгулина очень понравилась. Конечно, все можно было снять по моде, чтобы дрожала камера, мне волосы перекрасить в фиолетовый цвет... Да нет, я готов покраситься, но только если это будет отвечать содержанию песни. А так, чтобы просто попасть на МТV, - нет. Не хочу прогибаться под ситуацию. Если я буду им интересен, пусть сами придут и скажут: давай!

- Вы пятикратный лауреат премии "Овация" дважды - в номинации "Поэт года". И при этом ваши стихи постоянно пытаются критиковать... Помнится, в "Акулах пера" строчку "Под кожей рук твоих глаза дрожат" трактовали как эпизод фильма ужасов.

- Да, тогда, я помню, мне пришлось отшутиться: ну да, срезали девушке кожу с рук и накрыли холодные глаза. Сейчас уже ничего никому не объясняю. Потому что поэзию нельзя объяснить. Ее или чувствуешь, или нет. А подобные нападки не вызывают у меня никаких эмоций.

- А если бы у вас была возможность самому решать судьбу "Овации", вы бы кому отдали статуэтку?

- Сложно сказать. Я очень занятый человек и творчество своих коллег не успеваю отслеживать. А тут надо почитать, послушать. Мне, кстати, нравятся некоторые из тех, кто только начинает. Земфира нравится. Не вся ее поэзия, с какими-то ее строчками можно поспорить. Но вот "Я задыхаюсь от нежности" - это заставляет волноваться. Для меня было удивительно, что Юрий Шевчук ее обругал. Зачем? Пусть каждый делает то, что он может. "Не судите, да не судимы будете".

"Я отправил сына в казарму"

- Проясните ситуацию: ваш сын заканчивал колледж в Англии, а высшее образование приехал получать в Москву (поступил в Финансовую академию). Хотя уж куда логичнее было бы оставить его учиться финансам в Англии в каком-нибудь хорошем университете.

- Там нет таких девушек, как у нас. (Смеется.) Поэтому пока он два года учился там в колледже, он просто стонал. А если серьезно - мне хотелось, чтобы мы были вместе. Сейчас ему 18 - возраст, когда приобретаешь настоящих друзей, завязываются связи, отношения. Если бы все это ему дала Англия, ему нужно было бы оставаться там и дальше. Это был бы отрезанный ломоть. А потом Родион сам захотел учиться здесь, жить в России. Когда он уезжал в Англию, мы оба с самого начала знали, что это только на два года.

- Тогда, может, и смысла не было?

- Родиону было 14 лет. Еще маленький, но уже звезда. Учителя относились к нему неадекватно. Одни ставили пятерки только за то, что он Родион Газманов, другие, наоборот: ах, ты Родион Газманов, ну получи! Таким же было отношение сверстников. Я все время на гастролях - не до воспитания. В общем, такая ненормальная среда обитания, от которой я хотел его удалить и нашел в Англии школу с очень жесткой дисциплиной, где по утрам заставляли обливаться холодной водой и бегать кросс. По словам Родиона, это была просто казарма. Правда, сейчас он доволен, что все так получилось.

- В последнее время он стал принимать участие в ваших концертах. Вы вместе спели "Люси", новогоднюю песню, "Танцуй, пока молодой"...

- Это не значит, что я хочу его раскрутить. Родион поет просто потому, что хочет петь - в свое удовольствие. Летом я взял его с собой на гастроли. Мы выступали в Сочи и других городах. Причем Родион пел и мою песню "Мне не нравится дождь". И получал у меня зарплату.

- Большую, если не секрет?

- Секрет.

- Вообще, в смысле денег он пока человек не самостоятельный?

- Пока нет. Но мы с ним решили, что после третьего курса он будет зарабатывать сам. Хотя, поверьте, мне хочется дать ему все. На восемнадцатилетие я подарил ему машину "Нива".

- Балуете?

- Машина ему на самом деле необходима. У Академии, где он учится, несколько зданий в разных концах Москвы. С машиной - меньше времени на разъезды. А что, было бы лучше давать ему деньги на такси или нанять водителя? С другой стороны, я не хочу, чтобы все ему в жизни легко доставалось. Хочу, чтобы он понимал, что нужно всего самому добиваться, а не только в подарок получать. Я хочу, чтобы мой сын был защищен, чтобы мог самостоятельно выходить из всех сложных жизненных ситуаций. Хотя сейчас своей главной заслугой в его воспитании считаю то, что, если у него возникнут проблемы, он сразу придет ко мне. Потому что доверяет и уважает меня.

- Олег, Родиону уже 18. Вот женится, станете дедушкой... Как вам такая перспектива?

- Я боюсь, что стану дедушкой до того, как он женится. (Смеется.) И меня это радует. Я хотел бы внука или внучку... Но лучше пусть все будет тогда, когда должно быть. Парень он очень влюбчивый. Первый раз пришел домой с девушкой, когда ему, наверное, лет 14 было.

- Рекомендовал как будущую невесту?

- Сначала просто сказал: папа, познакомься, это... Я уже не помню, как ее звали. Зашла такая девушка модельного вида, такой "шестисотый мерседес" весь упакованный, что я дар речи потерял. Сын, увидев, что я открыл рот, сказал: папа, не волнуйся, ничего такого не будет. А у меня челюсть уже просто об колени бьется. Он: папа, но я же должен иметь предмет обожания. И вот это я понял и оценил - "предмет обожания"... Когда человек все время в работе, время летит быстро. И течение его узнаешь по тому, как взрослеют дети. Родион так быстро повзрослел, и я уже не удивляюсь, что у него девушки. Дай бог, чтобы у него в жизни была настоящая любовь.

- Пока не встретил?

- Говорит, что уже была. Первая любовь.

- Как вы относитесь к тому, что вашего сына могут забрать в армию?

- Спокойно.

- То есть отмазывать не станете?

- Сейчас у него есть отсрочка, потому что он учится. А там посмотрим. Тут такое двоякое чувство. Потому что, с одной стороны, понимаешь, что родину защищать надо, что есть закон. А с другой - отдавать в армию тоже как-то страшновато.

Глюки детского свойства

- По соседству с домом, где мы сейчас с вами беседуем, растет новый.

- Там у меня будет студия. То есть студия у меня есть и сейчас, но здесь для нее мало места. Еще будет зал для репетиций, правда, не такой большой, как хотелось бы, кабинет и место, где можно в постель рухнуть.

- Проект разрабатывали сами?

- Сам. Но с архитекторами. Основные идеи -мои. Я, например, решил, что должно быть много света, чтобы природу по возможности было видно. Я очень люблю природу, а отсюда очень красивый вид на озеро.

- Когда новоселье?

- Думаю, в октябре.

- Все говорят, что у вас очень хорошие, даже дружеские отношения с Юрием Михайловичем. Вам никогда не предлагали каких-то административных государственных постов, скажем, заниматься культурой в рамках Москвы?

- Предлагали, и не только в рамках Москвы.

- Что конкретно?

- Не хочу ничего конкретизировать. Скажу только, что понял: работа чиновника, во всяком случае на данный момент, не для меня. Мне интереснее творчество. Я представить себе не могу, что буду каждый день к определенному часу ходить на работу... Хотя я бы с этим справился. Я в свое время работал преподавателем в мореходке. Но пока я сочиняю музыку, пока у меня это идет, я ни-чего менять не хочу и не буду.

- Раз уж заговорили о политиках... Если я не ошибаюсь, Владимир Жириновский в одном из своих рекламных роликов в нарезке использовал фотографию, где вы вместе с ним. Вы действительно его поддерживаете?

- Я никогда не поддерживал Жириновского. И меня очень разозлила ситуация, когда без моего ведома, без моего согласия меня использовали в клипе для его раскрутки. Я не буду сейчас обсуждать мое к нему отношение, но как бы так сказать помягче... Это непорядочно.

- А вы пытались как-то выяснить с ним это или судиться?

- Наверное, это моя вина, что я не подаю в суд. Судиться в таких случаях нужно. Но знаете, у меня уже был опыт. Пару раз я подавал в суд на организации, в том числе на газету, которая абсолютно меня оболгала. И адвокаты объяснили, что мне это будет стоить больших хлопот, а нарушителям закона - ничего. Смотрите, Лужков с Доренко судился-судился - отсудили в итоге 100 тысяч, по-моему, смешно просто. А Доренко потом, кстати, все равно сказал, что прав. Посмотрел я на это, и друзья сказали: плюнь. Я, конечно, так оставлять все это не хотел, но что делать, если у нас закон такой, что по нему все равно ничего отсудить невозможно. Это в Америке бабуля в "Макдоналдсе" обожглась кофе и получила солидную компенсацию только потому, что нигде не было написано "кофе горячий".

- Если бы у вас была возможность посидеть с кем-то из исторических личностей за рюмкой чая, вы бы кого выбрали?

- О, это была бы большая компания! Начиная чуть ли не с Адама, потом обязательно Леонардо да Винчи - я с детства ему просто поражался, Клеопатра. А сколько в Средние века было людей потрясающих! А Ланселот, а рыцари Круглого Стола!

- Да, большой бы вам потребовался круглый стол.

- Ну что вы... И так посидеть душевно, поговорить... Я вообще люблю помечтать. У меня в голове (не могу сказать, что к моему стыду) возникают глюки какие-то совершенно детского свойства. Во-первых, я до сих пор во сне летаю. Хотя не могу сказать, что я при этом расту! А во-вторых, у меня возникают как бы фантазии наяву. Вот я недавно начал играть в большой теннис. Пришел на Кубок Кремля. Смотрю, как играют, и думаю: вот если бы я мгновенно научился играть, как мастер международного класса! Вышел бы так, мне говорят: давай сыграем, я - раз, и как Кафельников! Глупо, конечно. Но вот я сижу, смотрю турнир, и в голове у меня такой клип рождается, как я играю со всеми, а все удивляются: вот как Газманов здорово играет. Или, например, футбол. А я так в футбол играю: не скажу, что очень хорошо, не скажу, что плохо, - средне. И вот я смотрю, как спартаковцы мяч гоняют, и мечтаю, что вот я как Тихонов играл бы или как Рональдо... Собрались ребята: давай поиграем в футбол. А я - бац, бац, всех обвел.

- Мне почему-то кажется, что вы должны любить сказки.

- Вообще да. В детстве у меня была книжка "Русские богатыри", я персонажей до сих пор помню: Микула Селянинович, Алеша Попович, Добрыня Никитич. Красиво звучит: До-бры-ня Ни-ки-тич. А как замочили Змея орыныча! Восторг. У нас русские народные сказки очень красивые. Почему не снять по ним фильм? Помните, был старый - про Илью Муромца и Соловья Разбойника? А подумайте, что можно сделать сейчас, с компьютер ной графикой! "Парк юрского периода", только сюжет наш.

- У вас есть любимый сказочный персонаж?

- Есть нелюбимые: Иванушка-дурачок, Емеля. Они у меня никогда положительных эмоций не вызывали. У нас, к сожалению, много сказок, где лежит вот такой Емеля на печи, поймал щуку и ничего не делает, все она за него. Захотел - поехал во дворец прямо на печи... Думаю, потому у нас и возникают финансовые пирамиды, что люди верят: всего можно без труда добиться. Надо только поймать щуку или рыбку золотую, или денег вложить куда надо.

Пособие для молодых организмов

- Давайте еще пофантазируем. С каким историческим или литературным персонажем вы бы сравнили себя в любви?

- С Казановой - это как-то слишком сильно, наверное, но все-таки Казанова, Дон Жуан... Ближе к этому, да.

- А когда знакомитесь с женщиной, на что прежде всего обращаете внимание?

- На внешние признаки. Ноги, глаза, губы, кожу, все выпуклости и впуклости - на все, что называется сексапильностью. Понимаете, она еще рта не открыла, трех слов сказать не успела, и весь опыт вроде подсказывает: подожди, пока она их скажет, потому что внешние данные могут быть распрекрасные, а вот когда она начнет говорить... Но все знают, что мужчины любят глазами. И это правильно. Я не хочу сказать, что чем ноги длиннее, тем это больше мужчин волнует. Все дело в сексапильности, пластике, игре глаз, улыбке, в том, как женщина одевается. Не важно, следит ли она за модой, но по этому можно судить, чего она хочет, на что способна.

Я, как и мой сын, очень влюбчивый человек - весь в него. Поэтому придумал себе правила поведения с женщинами, чтобы не выделять адреналин попусту. Это отдельный разговор, целая наука. Есть, например, "правило трех шагов": если тебе понравилась идущая тебе навстречу девушка, подожди, пока она подойдет на три шага. Со ста метров зрелище может быть очень красивым, а вблизи... Потом "правило спины". Ну, это похоже: не влюбляйся в девушку со спины. Подожди, пока увидишь ее спереди. Потому что она может оказаться далеко не девушкой и даже не женщиной...

- А мужчиной!

- ...Нет, такой очень спортивной бабушкой.

- Такое тоже случалось?

- Да, было. Еще есть "правило улыбки": когда девушка улыбается, посмотри, много ли у нее во рту железных зубов. Вообще у меня целое пособие для молодых организмов мужского пола.

- Вам бы книжку издать. Знаете, как "Вредные советы" Остера.

- И еще одно правило. Женщине, которая не стала привлекательной к 25 годам, это уже не грозит. Потому что она должна сама себя сделать. А вообще - с утра по чуть-чуть, и все женщины красивые. (Смеется.)

- Олег, я знаю, что вы никогда не говорите о личной жизни. Но, может быть, один раз сказать стоит, чтобы перестали шушукаться за спиной?

- Нет, не хочу. Шушукаться будут все равно. Просто потому, что я человек известный. А делать на личной жизни карьеру в шоу-бизнесе, выкладывая ее перед всеми, - это не по мне.

- И все же, чтобы поставить точку. Хоть вы и сравнили себя в любви с Казановой - ведь вы поэт, а у каждого поэта есть своя муза. У вас есть та единственная, которая вдохновляет на творческие подвиги?

- А как же!

Многоточие...

Фото 1: Что нам стоит дом построить... "Проект разрабатывал сам, но с архитекторами".

Фото 2: "Здесь будет студия, репетиционный зал, кабинет и место, где можно в постель рухнуть".

Фото 3: С октября, когда Олег въедет в новый дом, он сможет любоваться красивым видом на озеро.

Фото 4: По словам Олега Газманова, студия у него небольшая и некоммерческая. Но своих друзей - Владимира Преснякова и Валерия Сюткииа - он сюда записываться пустил.