"Каскад"(Калининград) №122 16 июля 2002


Олег Газманов: "Чувствую себя несчастным только в песнях"

В тесную комнатку пресс-центра ФК "Балтика" Олег Газманов в буквальном смысле протиснулся сквозь тесные ряды журналистов, прижимая серебристо-голубой ноутбук. "Это шпаргалка", - сообщил артист, подключая компьютер к сети. Какие сведения собирался почерпнуть Газманов из чудо-машины, до поры до времени оставалось загадкой. Надо сказать, что в свои пятьдесят Олег выглядит отменно. Подтянутый, загорелый, в молодежной одежде и главное - с бесенком в глазах. Лишь седина под кепкой напоминала о возрасте. Дамы-журналистки с завистью сглотнули и приступили к допросу.

- Олег, у вас к Калининграду по-прежнему особое отношение?

- Конечно. Мне друзья дали машину, и я проехал мимо дома, в котором жил. Тогда там было три огромных тополя, и мне казалось, что они гигантские. А сейчас двух тополей уже нет, а один, который остался, меньше раз в десять, чем я думал. В нашем подъезде жили две семьи, в подвале топили угольный котелок. Там даже запах детства сохранился. Конечно, я испытываю чувство ностальгии по родному краю. Многое меняется, но многие с детства знакомые уголки сохранились. Я, кстати, нашел ту дырку, через которую в свое время в Ботанический сад пролезал.

- Так получилось, что вы учились в школах, которые также оканчивали Лада Дэнс и Людмила Путина. Вам не кажется, что в этом есть какой-то знак судьбы?

- А я тут при чем? Они же помоложе, а я на таких маленьких девчонок не обращал внимания. Кстати, в школе №8 я учился всего три года. За это время во втором классе успел полюбить, признаться ей в любви, написать письмо. А также нашел склад немецкого оружия на чердаке. И единственное, что я помню, так это то, что школу закрыли на целую неделю. Все были так довольны. Но более интересные истории связаны с тем временем, когда я учился в 44-й школе. Тогда она еще была школой. Мой дядя учился там, когда она была артиллерийским училищем. Когда я окончил 44-ю, ее переселили куда-то в другое место, а корпус отдали мореходному училищу. В итоге в этом же здании я был курсантом "мореходки". И когда окончил учебное заведение, в этом же здании остался преподавать. То есть с этим местом у меня связано больше всего воспоминаний.

- Приезжая в Калининград, со старыми друзьями встречаетесь?

- Ежегодно на День рыбака. В этом году исполнилось 29 лет с момента окончания. А на следующий, когда будет 30-летний юбилей окончания, готовимся устроить грандиозный праздник. На этот раз мы, как снег на голову, нагрянули к Пимошенко, ректору БГА, и порадовались, что он так хорошо управляет учебным заведением. Все развивается, тренажеры всякие - здорово. Так что дело наше живет. А наша группа к тому же побила рекорд - у нас самое большое количество красных дипломов.

- Вы в последнее время много внимания уделяете благотворительности. Что планируете сделать в ближайшем будущем?

- 6 сентября на стадионе "Балтика" в Калининграде пройдет акция под рабочим названием "Даже не пробуй!" Когда я узнал, что в моем городе самый высокий процент заболеваемости СПИДом, мне захотелось что-то сделать. Я все-таки калининградец, больше 30 лет здесь прожил, здесь мой дом, моя родина, здесь моя мама живет. И первым порывом было собрать большой концерт и вырученные за билеты средства отдать тем, кто непосредственно занимается этими проблемами в области. Цель акции - спасти хотя бы одну жизнь. Это дороже всех песен, которые я когда-либо сочинил. Потом я подумал, что наш город славен многими известными людьми: у нас три космонавта, множество талантливых спортсменов, жена президента родом отсюда. И я рассказал о своей идее Людмиле Путиной. Она с удовольствием решила поддержать акцию. А раз прибудет она, то будет и кто-то из администрации президента. Скорее всего, подтянется Ястржембский. Может быть, приедет Черкесов. Кроме того, в этой акции могут поучаствовать артисты из приграничных государств. Может быть, приедут "Песняры" из Белоруссии. Ведем переговоры с артистами Латвии. Собираемся пригласить несколько групп из Литвы. Из России еще собирается приехать Алсу и Родион Газманов. У него уже своя группа, и он играет довольно прогрессивную музыку.

Помимо всего, у меня друг работает в ООН. И когда я был на гастролях в Америке, он меня познакомил с представителями UNICEF, которые остались очень довольны, что такая акция будет проводиться в России. Они нам обещали свою поддержку на информационном уровне. В Калининграде есть свои представительства UNICEF, и они будут контролировать денежные поступления.

К участию в акции также будут привлечены профессиональные врачи-наркологи. В Москве есть группа, которая называется "Институт диагностики и профилактики социально значимых заболеваний совместно с компанией прогрессивной биотехнологии" (смотрит в свою навороченную "шпаргалку"). Они работают уже около 10 лет, у них есть специальные тесты, которые очень легко могут выявлять наркоманов и больных СПИДом. Специалисты приедут заранее, примерно дней за десять. Будут работать в области, консультировать врачей, создавать дополнительные возможности проведения анонимных исследований. То есть это будет не просто концерт, а серьезная работа. В общем, я на свою голову взвалил трудную задачу и сейчас я могу, по крайней мере, сказать, что все это совершится и мы движемся вперед.

- А если поделиться отцовским опытом, каким образом вы объяснили Родиону, что не стоит тратить жизнь на наркотики?

- Родион рано научился читать, года в четыре. И я ему стал подсовывать литературу о вреде кокаина. Вернее нет, тогда таких книжек не было. О вреде табака. Вы просто не представляете, как это действует на малышню! Лет до 12 они нам верят безоговорочно. И в этот момент в их головки нужно вкладывать, что это очень опасно. Я ему просто сказки рассказывал. "Один маленький мальчик, очень похожий на Родиона, выпил бокал вина..." (делает страшные глаза) - "Что было дальше?" - суетится Родион. Своего рода психотерапия. И я ему внушал, что это вредно, что у мальчика отсохли ручки. Конечно, сейчас я говорю об этом с юмором. Но они нам верят, и надо этим пользоваться. Не надо ждать, пока дети будут верить тому, что происходит во дворе. И у меня не было проблем. Он сам для себя решил, что до 18 лет не будет пробовать алкоголь. И никогда не будет курить. Сейчас он выпивает, но понимает, когда нужно остановиться. Может быть, это и не рецепт, но я говорю о том, как это получилось у меня.

- А за тем, как развивается политическая ситуация в Калининградской области, в частности, в связи с расширением границ ЕС, следите?

- Пока получается, что Евросоюз ущемляет права россиян. На себе ощущаю сложность ситуации: я живу в Москве, а моя мама здесь. Каждый раз с меня будут требовать шенгенскую визу? Я считаю, это неправильно. Конечно, ситуация очень сложная и запутанная. Так не бывает, чтобы те же самые законы действовали на территории, отделенной от государства. Конечно, мы часть России. Но реальность такова, что нужно как-то интегрироваться в Европу. Есть же государства Сингапур или Тайвань. Понимаете, я не политик. Я не могу в этом смысле делать какие-либо заявления. Просто могу дополнительно озвучить эту проблему, чтобы о ней не забывали. Нужно договариваться. А чтобы договариваться, нужно быть сильными. Если Россия будет сильной, прорубим где-нибудь еще одно окно в Европу. А если слабой - так о чем с нами говорить. Посадят за решетку и никуда не выпустят.

- Олег, вы основательно решили обосноваться в Москве или все же на старости лет вернетесь в Калининград?

- Да конца жизни-то пока не видно. И я об этом не задумываюсь. Из Москвы мне легче гастролировать. В этом все дело. Я обожаю Калининград, скучаю без моря. И потом, здесь расстояния такие маленькие. Из Калининграда ехать до взморья примерно столько же, сколько я еду из дома до Красной площади. Конечно, только в сравнении калининградцы могут понять, где мы живем. И очень обидно, что никак здесь жизнь не наладится. Хочется, чтобы динамика прогресса была более мощная.

- Но я говорю о том времени, когда вы перестанете гастролировать.

- Вы знаете, когда-то я решил, что если задумаюсь о старости, сразу стану стариком. Через месяц мне будет 51 год. Кстати, в Москву только что приезжал Джеймс Браун. Ему 75 или 76 лет. Был сумасшедший концерт. Не буду сейчас перечислять фамилии довольно модных западных групп и певцов. Но если поставить рядом дедушку Брауна, он их всех похоронит. И если я доживу до 76, также буду выходить на сцену. А куда я денусь? Может, буду песни соответствующие писать. Но, мне кажется, об этом нет смысла сейчас даже думать.

- Хорошо, расскажите тогда о вашей новой концертной программе.

- С этим проблемы. Вот говорят: "Земфира поехала в супертур". А я уже 20 лет в супертуре, не останавливаясь. Новые песни представляю в процессе концертов. Как раз на Дне рыбака я исполню часть новой программы. На одну из песен мы только что сняли клип, еще пока не смонтировали. Песня называется "Одинокий".

- Это намек?

- Тяжело работать с журналистами, потому что скажешь одно слово, и тут же множество интерпретаций возникает. Это про пса. Ну и про меня тоже. Потому что ощущение одиночества для творческой личности - это один из двигателей. Нужно себя почувствовать несчастным. Хотя для меня это сложно, поскольку я человек не бедный, бизнес продвигается хорошо. В итоге я могу почувствовать себя несчастным только в песнях. Поэтому в поэзии я моделирую такую ситуацию. А что касается новой программы, то, думаю, если к осени будет побольше времени, то наконец-то выпущу альбом.

- Вы слывете обожателем женского пола. Это так?

- Природу не остановить. До сих пор голова сворачивается к стройным ножкам. Меня даже небольшой рост никогда не смущал. Наоборот, удобно. Все перед глазами (рисует в воздухе руками до боли знакомые формы). А было бы лучше, если бы из меня песок сыпался?

- Ну уж нет! Спасибо за беседу.

Евгения ИВАНКОВА