"ВЕК" № 28 20-26 июля 2001


Олег Газманов: «Есаул коня не бросит»

Разменяли «полтинник» Градский, Розенбаум, Боярский, все — его поколение. На подходе – Макаревич и Гребенщиков. Олег Газманов родился 22 июля 1951 года на самой западной окраине бывшего СССР – в городе Гусеве Калининградской области. Увлекался спортом (был кандидатом в мастера по спортивной гимнастике), авторской песней (Окуджава, Визбор), роком («Битлз», «Роллинг стоунз», «Криденс»). Пел песни Леннона и Маккартни в местном ресторане. В 17 лет поступил в Калининградское высшее инженерно-морское училище. Окончив его, преподавал, учился в аспирантуре. Диссертацию, правда, не защитил – помешала музыка. Первую гитару смастерил сам, потом окончил как гитарист музыкальное училище, руководил вокально-инструментальным ансамблем «Морские звезды», пел в местном эстрадном шоу «Калининград», а позже в популярной в те годы самарской «Синей птице». И еще писал эстрадные песни — для Валерия Леонтьева, Маши Распутиной, Владимира Преснякова-младшего. В 1986 году перешел в калужскую группу тяжелого рока «Галактика». Сотрудничал и с другой «хэви-металлической» командой – «Диво»

— Олег, как вы себя чувствовали в такой «звездной» компании?

— В тени знаменитостей я на время даже потерялся… Пока в 1987 году не написал для своего сына Родиона песню «Люси», ставшую супершлягером конца 80-х (потом был еще один его хит «Танцуй, пока молодой!»— А.П.). После чего, благополучно перенеся операцию на связках, занялся сольной карьерой. В 1988 году организовал группу «Эскадрон», параллельно была написана одноименная песня, а за ней – «Свежий ветер», «Есаул»…

— До какого возраста можно быть эстрадной звездой?

— Я ведь не только пою, но и сочиняю музыку и тексты… Думаю, что с возрастом и с изменением сценического имиджа буду больше заниматься именно композиторской работой. Хотя загадывать сложно: Питеру Гэбриэлу – 51, Полу Маккартни — 59, Мику Джаггеру – 58, Тине Тёрнер – 62, Эрику Клэптону – 56. И ведь прекрасно себя чувствуют!

— Чем, на ваш взгляд, стала сегодня песня для слушателей?

— Многие из них ориентируются прежде всего на текст, наивно полагая, что словесный сюжет — это и есть содержание. Для меня главным в песне является мелодия, музыка. Музыка – это от Бога. Она – средство общения людей, говорящих на разных языках. Музыка – отражение нас самих, нашей реальности. Чередуются моды, музыкальные стили. Самое лучшее в каждом стиле остается, образуя некий фонд вечнозеленых мелодий. Для меня в этом непостижимая тайна… Ведь в хроматической гамме всего двенадцать тонов! И эти несколько звуков – в тысячах комбинаций – волнуют, вдохновляют, успокаивают, вызывают сопереживание…

К середине 90-х наметился мой отход от лихого «эскадронного» стиля, появились лирические баллады – «Господа офицеры», «Питер», «Ворона»…

— Кто ваша публика?

— Публика всех возрастов, даже дети. Люди сами выбирают то, что им нужно, подобно тому, как собаки удирают из дома и едят ту травку, которой им недостает. Единого модного стиля сейчас нет, на музыкальном рынке присутствует множество моделей. И это хорошо… Только вот написать так, чтобы слушатели тебя потом еще и запели, трудно. Могу засвидетельствовать: семь потов сошло, прежде чем добился того, чего хотел, в такой наивной песенке, как «Морячка».

— Как строится ваша жизнь, ваши будни и выходные?

— Живу без выходных и отпусков. Свободного времени минимум. Я все время придумываю музыку, а придуманное ведь нужно реализовать – то есть писать аранжировки, репетировать с исполнителями, петь… Просыпаюсь – и за работу.

Друзей и родственников годами не вижу… Играю в футбол, катаюсь на горных лыжах… Читаю больше газеты. Хотя временами люблю перечитывать старое – «Колыбель для кошки» Курта Воннегута, например.

— Кто ваши любимые певцы?

— Из россиян Вертинский, Утёсов, Петр Лещенко… Из западных многие нравятся: Маккартни, Стинг, Род Стюарт, Джордж Майкл. Мне ближе мелодисты, которых в Америке и Европе не так уж много. У нас, кстати, композиторы ничуть не хуже – мы проигрываем скорей в «упаковке», в подаче звукового товара. Люблю также блюзменов. В молодые годы попал как-то в руки к джазовому пианисту из Елгавы Саше Смирнову, он говорил мне: «Не пройдешь через джаз и блюз – не сдвинешься с места!» И я тогда запел блюзы, композиции Стиви Уандера, Джорджа Бенсона.

— Большинство наших певцов используют на концертах «фанеру». Выходят на сцену и открывают рот синхронно с пленкой…

— Я этого никогда не делаю – хотя бы потому, что на концертах всегда много импровизирую. Один раз выходит так, другой – эдак. Но признаюсь: иногда на «стадионных» выступлениях фонограмма – спасение!

Беседовал Аркадий ПЕТРОВ