"Московский Комсомолец"  №157 21 июля 2001


Песни вещего Олега

Олег Газманов: "Я бил молотком по собственной мине"

Люди эстрады для меня, признаться, всегда были загадкой. Формулу их творческого долголетия не сможет вывести ни один самый мудрый ученый...

Олег Газманов, возможно, на сегодняшний день самый яркий представитель этих самых долгожителей. Много лет назад неожиданно возникнув на музыкальной сцене, он до сих пор, словно профессиональный боксер, держит удар. То есть остается на плаву. Как ему это удается?..

За многолетнее пребывание на музыкальном Олимпе Олег раздал невероятное количество интервью. И казалось, что и тем для обсуждения уже не осталось. Но за несколько часов до отбытия Олега в Красноярск, на очередной концерт, мы встретились в аэропорту "Шереметьево" и решили попробовать. Тем более что повод для этого имеется весьма серьезный.

Всем друзьям по поням!

- Олег, кругом только и говорят о вашем юбилее. У вас самого к нему какое отношение?

- В настоящий момент только головная боль. Я не люблю, когда что-то надо специально праздновать. Понимаете, у меня довольно много работы, и в обычной жизни я существую довольно монотонно. Ну а в случае с юбилеем гулянье устроить все-таки придется. Сама дата обязывает, 50 лет - особый возраст. Можно сказать, что первый раунд я продержался.

- Почему только первый? Мне казалось, что 25-летие - это тоже определенный жизненный рубеж.

- Да нет, это все чепуха! Вот 50 лет - это юбилей. А за ним еще и 100-летний - тоже очень серьезная дата

- Вы уже знаете, как отметите день рождения?

- Ничего конкретного я пока не придумал, но у меня никогда скучно не бывает. Я очень неспокойный человек. Надеюсь, что друзья придут ко мне в гости и мы замечательно повеселимся.

- Кого в вашей жизни больше: друзей или врагов?

- Вот уж не знаю. Не подсчитывал никогда. Но на день рождения совершенно точно придут не "нужные" люди, а те, которых мне приятно будет увидеть.

- И Юрий Лужков в их числе, да?..

- Ага, это у вас с подковыркой вопросик. Обидно, знаете ли... Если бы Лужков не был мэром, то на нашу с ним дружбу никто бы и внимания не обратил. Нас с ним как только не склоняют! Из серии "Мы говорим Ленин - подразумеваем партия!"

- В вашей семье есть какие-либо традиции, связанные с отмечанием дней рождения?

- Никогда ничего не было. И не будет. Я даже всегда прошу своих друзей, чтобы они мне подарков не дарили. Лучше какой-нибудь номер веселый, чтобы всем интересно было.

- Но подарки-то вам иногда дарят. Вот год назад подарили двух пони. Как они поживают?

- Ничего, пасутся... Правда, не у меня на участке.

- Это почему?

- Потому что они маленькие, но гадят, как взрослые кони. (Смеется.)

- Как их зовут?

- Есаул и Морячка - мальчик и девочка.

- То есть потомство ожидается?

- А как же! Всем друзьям по поням! Но, надо сказать, эти пони - довольно необычный подарок. Как правило, мне дарят какие-нибудь вещи, так или иначе связанные с тематикой моих песен. После "Эскадрона" мой дом превратился в склад военного обмундирования - с большим трудом друзьям раздарил. После "Есаула" меня завалили шашками и клинками. Ну а после "Бродяги" стали дарить восточные халаты..

- Ну а после песни "Путана"?..

- Подходили девушки легкого поведения и обещали бесплатно обслужить весь эскадрон (смеется).

- Олег, я тут вспомнил, что у вас какой-то необычный день рождения. В том смысле, что вы родились на стыке двух дней.

- Да, я родился ровно в полночь с 21 на 22 июля.

- Получается, у вас два знака Зодиака?

- Если вам так угодно, то да - Рак и Лев.

- Какой из них вам ближе?

- Если под пиво холодненькое летом, то, конечно же, Рак. Особенно вареный. А что касается Льва, то у меня есть директор, которого зовут Лев Иванович. Он имеет лицензию на отстрел моего свободного времени и от души его отстреливает. Например, в свой юбилей ровно в полночь я выйду на сцену на "Славянском базаре" в Витебске.

Маленький мальчик мину нашел...

- Вы не устаете от столь многочисленных поездок?

- Конечно, устаю. Ноя никогда не пробовал только отдыхать.

- Я к тому, что вы хорошо выглядите - не дашь вам полтинник. Как вам это удается?

- Вот уж не знаю! Впрочем, есть одно подозрение. Наверное, моя жизнь сложилась таким образом, что я инстинктивно следую определенным нормам, которые сам же и выработал.

- Не совсем вас понял...

- Мне бы не хотелось уточнять. В октябре я предполагаю выпустить книгу. В ней, в частности, будет подробно рассказано о том, как себя в хорошей форме сохранять. Там вообще много советов будет. Даже отдельная глава для молодых организмов - пособие по знакомству с девушками.

- У вас такой богатый жизненный опыт?

- А как вы думали? Все-таки полтинник за плечами. Мне есть о чем рассказать.

- Тогда расскажите что-нибудь о своем детстве. Оно у вас счастливое было?

- Детство всегда бывает счастливым. Хотя, когда я был маленький, в стране был довольно тяжелый период - послевоенные годы. Я рос в Калининграде, а жили мы на территории военного госпиталя. Весь город был страшно разрушен - сплошные руины. Я рано остался без отца, так что воспитывала меня мама, Она меня часто запирала дома, потому что некому было со мной посидеть. Вот я дома и развлекался - один раз чуть всю квартиру не спалил,

- Надеюсь, случайно?

- Я играл в одной из комнат, где стояли два трофейных немецких кресла. Я их переворачивал и прислонял к батарее, так что получался как бы домик. А я в нем вроде бы жил. Чтобы внутри не было темно, я зажег свечку, ну а дальше все по стандартному сценарию - загорелась занавеска и т.д. Я испугался и от всего этого безобразия ушел в другую комнату. Заперся на ключ и заснул. Хорошо, потом соседи разбудили.

- И много у вас еще таких экстремальных моментов случалось?

- Да сколько угодно! Один раз я домой настоящую мину притащил. У нас же после войны в области очень много брошенного оружия осталось. И мы как-то с друзьями в лесу откопали здоровую противопехотную мину и отнесли прямо ко мне домой. Я ее положил в комнате и что-то там начал с нее молотком сбивать. В этот момент вошла мама. Можете представить себе ее состояние?!

- Что вы еще домой таскали?

- С вооружением у меня проблем не было - станковый пулемет, парабеллум...

- А милиция-то куда смотрела?!

- Здрасьте, так я же не в отделение свои находки относил, а сразу домой! Еще раз говорю - после войны у нас оружие буквально везде можно было найти, Однажды в моей школе на чердаке целый военный склад случайно обнаружили, Представляете, какой у нас праздник был? Школа целых три дня не работала!

- Помните свое самое первое детское потрясение?

- Мне годика два, наверное, было, а соседская девочка сняла трусики и показала, что у нее там все не так, как у меня. Тогда я понял, что люди между собой различаются.

Девушка как катализатор творческого процесса

- Олег, а правда говорят, что в школе вы были двоечником, но зато везде бегали с гитарой?

- Нет, это на меня кто-то наговаривает. Учился я действительно не очень хорошо, но с гитарой не бегал. Меня в начальных классах заставили учиться играть на скрипке. Я немного поучился, а потом мне надоело, и я уроки забросил. Мне тогда гораздо интереснее было в драках участвовать. Дрался я с кем только можно было, и меня не интересовало, какой у меня противник: выше или толще меня. Одним словом, до шестого класса я, кроме драк, особенно ничего и не помню.

- А потом наступило прозрение?

- Просто потом я стал активно спортом заниматься, практически перестал драться и стал хорошо учиться. Но прошлое, знаете ли, сказывается... Меня даже в комсомол брать не хотели, а про пионерию я и вовсе промолчу. Постоянно вызывали на собрание дружины и отчитывали. А я, в свою очередь, клялся, что буду себя правильно вести, ножи перестану в школу таскать... У меня их довольно много было - финских, самопальных... Мы их с друзьями на ковбойский манер бросали в деревья или в двери, и я довольно шустро наловчился.

- А сейчас как?

- Давно не пробовал. В своем доме жалко двери портить.

- Вы помните тот день, когда в ваших руках впервые оказалась гитара?

- Конкретный день не помню. Там ведь как получилось? Мама ушла в море, и я остался один в двухкомнатной квартире, куда тут же набежали мои друзья. А кто-то из ребят играл на гитаре, поэтому она все время где-то валялась. Мне показали несколько аккордов, и я стал немного бренчать. Я как раз в ту пору готовился поступать в институт, учил билеты, в перерывах, чтобы отвлечься немного, брал гитару и играл.

А вскоре я одну интересную вещь подметил. Я тогда одной девушкой сильно увлекся, а за ней многие ребята ухлестывали. И вдруг понял, что, когда я играю, мои шансы сильно увеличиваются. Так что давайте рассматривать девушку как катализатор творческого процесса. Потому что с тех пор я и стал чаще играть. Сначала в гостях, потом на танцах. И пошло-поехало...

И Моцарт творил на заказ

- Вот вы прибыли в Москву. Сложно было пробиться на эстраду? В нашем городе всегда, как мне кажется, с предубеждением относились к приезжим...

- Люди думают, что сегодня достаточно заплатить деньги, и тут же тебе принесут славу и популярность на блюдечке с голубой каемочкой, Это ошибочное мнение. Самое главное, это понять - нужен ты кому-нибудь со своим творчеством или нет, В нашем случае человек рассматривается как некий продукт, который либо продается, либо сходит с конвейера. А про себя могу сказать честно - в Москве не было людей, которые меня куда-нибудь проталкивали бы.

- Вы можете сказать, сколько вы на сегодняшний день написали песен? Точное число назвать?

- Ну, записанных, наверное, около 80. Еще песен 20 исполняют другие люди. А еще есть песни, которые я уже придумал, но еще не записал. Их у меня около двух сотен.

- Где лучше придумывать песни? Дома или в дороге?

- Везде, Вы это как угодно можете называть, но я словно антенна, которая постоянно ловит новые мелодии и новые тексты,

- В основе ваших песен лежат реальные сюжеты или это только фантазии автора?

- Фантазий, наверное, больше. Ну вы же не будете сейчас вспоминать "Путану" и говорить, что у меня что-то подобное в жизни имело место, после чего на свет появилась эта песня.

- Вы способны написать песню на заказ?

- Раньше я на заказ не работал - очень долго этому сопротивлялся. А сейчас у меня три заказа - три реально заказные песни. Я вижу, что у меня получается, и знаю, что мне не будет за них стыдно.

- Что касается заказа, на первом месте - творческий момент или финансовый?

- Для меня оба важны. С какой стати я должен стыдиться того, что получаю за свою работу деньги? Моцарт писал на заказ. Бетховен и Бах писали на заказ. Мне, кстати, об этом Алла Пугачева впервые сказала. Я тогда очень расстроенный ходил. Она спрашивает: "Что ты такой смурной?" - "Все говорят, что Лужков мне заказал песню..." Алла Борисовна мне тогда и рассказала про наших великих классиков, которые подобным же образом трудились. Так что здесь никакого криминала. Есть только одно опасение - потерять себя за заказными работами. Но, я думаю, мне это не грозит. Таланта пока хватает.

- Вы суеверны?

- Я допускаю возможность существования другого, более тонкого мира. Но так как степень влияния это тонкого мира на мою толстую кожу незначительна, то я не отвлекаюсь на всякую ерунду вроде гороскопов. У меня очень сложный рабочий график, за рамки которого я не имею права выходить. Понимаете, на мне лежит ответственность за огромное количество людей, и поэтому у меня нет морального права попивать чаек лежа на диване и размышлять на тему "что мне сегодня делать можно и что мне сегодня делать совсем нельзя".

Про нижнее белье и популярность

- Про напряженный график сегодня уже много было сказано. Скажите, а как же ваш сын? Если отца постоянно не бывает дома, то, наверное, это не очень хорошо...

-У нас с Родионом сейчас просто классный период! Очень здорово понимаем друг друга. А что касается разлуки... Он ведь тоже практически все время занят. Работает в клубе, окончил третий курс Финансовой академии, у него свои концерты уже проходят.

- Неужели?

- Абсолютная правда. Родион сейчас самостоятельно написал 5 песен. И слова и музыку. И то, что у него получилось, мне очень нравится. Поверьте, мне нет смысла кривить душой.

- Да ладно! А как же нормальное желание отца поддержать сына?

- Родион не выступает под моей фамилией. Она в данном случае ничем не может ему помочь. Если человек талантлив, то он сам дойдет до вершины. А если нет таланта, то и фамилия не спасет.

- Вы сказали, что сейчас у вас с сыном хорошие отношения. Это означает, что когда-то они были плохие?

- На самом деле они всегда были хорошие. Просто все дети в период от-10 до 16 лет проходят испытание пофигизмом. Из серии: "Да ладно, папа! Я сам все знаю и умею!"

- Как вы с этим боролись?

- А я Родиона в Англию отправил. Там его довольно быстро научили и куда локти за столом ставить, и в какой руке вилку с ложкой держать, и какой костюм когда надевать... Родион тогда сильно возмущался и требовал, чтобы я его вернул домой. Ну и что? Сейчас он сам признается, что я тогда правильно поступил.

- В начале нашей беседы вы говорили, что напишете книгу, в которой научите молодых людей знакомиться с девушками. Родиону вы такие уроки давали?

- Он в этом вопросе сам довольно быстро освоился, и моя помощь ему совершенно не нужна. Тут он, как говорится, наш парень!

- Олег, я давно заметил, что вы избегаете говорить с журналистами о своей личной жизни. Откуда такая скрытность?

-Я бы не стал называть это скрытностью. Просто мне кажется, что перестирывание своего нижнего белья - довольно гнусный голливудский способ прославиться. Кто с кем развелся, кто кому рога наставил - эти темы в Штатах постоянно муссируются. А мы им в этом плане глупо подражаем. Понимаете, я человек православный, придерживаюсь христианских истин и считаю, что это неправильный путь. Голливудский способ ведения шоу-бизнеса меня не устраивает. Я не желаю идти на поводу у чьих-то нездоровых интересов.

- Может быть, стоит попробовать? Вдруг ваша популярность еще больше возрастет?

- С точки зрения шоу-бизнеса мне ее и так хватает...

Андрей ТУМАРКИН

Фото Сергея БЕЗМЕНЬЕВА.